Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Культура

Симфонический оркестр Витебской областной филармонии отмечает первый юбилей

Первую круглую дату отмечает симфонический оркестр областной филармонии. Праздничный концерт носил многозначительное название – «1:0 в нашу пользу».

Еще десять лет назад не все верили, что в Витебске будет такой коллектив, который могут позволить себе большие города с богатыми музыкальными традициями. Но он появился, и сегодня с уверенностью можно сказать, что победила музыка. Или, как уточняет художественный руководитель и дирижер оркестра Владимир Белявский, забит творческий гол в нашу пользу. И счет обязательно будет продолжен.

А начался он намного раньше – более ста лет назад, когда в Витебск приехал выпускник Петербургской консерватории, ученик Римского-Корсакова, Лядова, Глазунова, дирижер Мариинского театра Николай Малько и создал первый на территории Беларуси профессиональный симфонический оркестр.

– Он также был инициатором открытия Витебской народной консерватории. В начале века в городе оказалось много профессиональных музыкантов, которые преподавали в консерватории и играли в оркестре. Коллектив был мощным по составу, в него входили будущие профессора музыки, мировые известности всего более 60 музыкантов. Делались сложнейшие программы. Николай Малько внес огромный вклад в искусство начала XX века, – начал нашу беседу накануне юбилейного концерта Владимир Белявский.

– Оркестр Николая Малько просуществовал всего три года. Почему он не прижился в Витебске?

– Профессиональный симфонический оркестр – роскошь даже для большого города. То, что он появился в Витебске, – явление уникальное. В 1918 году счастливо сложились обстоятельства: приезд к нам известных художников, философов, музыкантов, которые реализовывали в городе свои творческие революционные замыслы. Но на одном энтузиазме долго просуществовать не получается. Оркестр очень любили, но не было материальной поддержки. Концерты давались бесплатно, а музыкантам надо было на что-то жить. Поэтому многие стали уезжать. Николай Малько тоже покинул Витебск, его пригласили в московскую консерваторию, а затем в ленинградскую. После он уехал за рубеж, работал во многих странах, создал симфонический оркестр в Сиднее (Австралия), который сегодня носит его имя.

– И больше попыток создать оркестр не было?

– Коллективы были, но не профессиональные. Мой отец Анатолий Белявский около 25 лет возглавлял симфонический оркестр при городском Доме культуры. Он считался любительским, хотя по составу он был больше, чем нынешний филармонический. В оркестре играли ученики отца, которым он преподавал в музучилище. В начале 1990-х коллектив распался. Потом была идея создания молодежного симфонического оркестра на базе музыкального колледжа имени Ивана Соллертинского.

– Анатолий Белявский был одним из инициаторов создания профессионального оркестра. Он заразил вас этой идеей?

– Он был идейным вдохновителем, я, можно сказать, продолжил семейную традицию. Сначала мы давали совместные концерты в колледже. Одно отделение дирижировал отец, второе я. Постоянно, на разных уровнях  продвигали идею о профессиональном оркестре в Витебске. И ее поддержали. Прежде всего тогдашний председатель облисполкома Александр Косинец, бывший директор филармонии Елена Подоляк.

– Помните фильм «Безымянная звезда», где симфонический оркестр не мог исполнить произведение из-за отсутствия английского рожка. У витебского есть все инструменты?

– Увы, некоторых не хватает. Хотелось бы иметь фагот для исполнения полноценных классических произведений. Вместо него играет саксофон. Мне приходится делать переложения, аранжировки, инструментовки, что-то отдавать другим голосам, которые могут совпадать по тембру. С другой стороны, может, в этом наша фишка. Официально оркестр симфонический, но я бы его назвал «неосимфонический». Мы играем разнообразные произведения – и классику, и эстраду, и джаз, и музыку кино. Конечно, вопросов много. Духовых инструментов в оркестре больше чем надо, струнных, наоборот, меньше, а они составляют основу симфонической музыки. Нет контрабаса. Это проблема кадров. Надеюсь, что в следующем году ситуация изменится. Оркестр пополнят четыре виолончелиста. Но все прорехи компенсируются творческой самоотдачей музыкантов. Отрада для коллектива – любовь зрителей, полные залы.

– Что важного произошло в оркестре за прошедшие десять лет?

– Мы преодолели боязнь некоторых стилей музыки, которые казались непосильными для коллектива. Не думали, что сможем играть свинг, рок наряду с барочными произведениями Баха. Достигли полигамности. Первую свою программу учили около полугода, сейчас порой достаточно несколько репетиций, чтобы исполнить серьезные полотна в разных жанрах. Сбились со счета, сколько в репертуаре произведений. Достижением можно назвать концерт Ференца Листа с лауреатом многих международных конкурсов пианисткой Елизаветой Засимович. Это сложнейшее произведение – битва в хорошем смысле оркестра с солистом. Пользуясь спортивной терминологией, вынесенной в название юбилейного вечера, мы забили творческий гол в нашу пользу. Надеюсь, что будет и 5:0, 10:0 и так далее.

Фото предоставлено филармонией.


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Главные новости Витебска и Витебской области. Все права защищены.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ