Проблема кадрового обеспечения сельскохозяйственных организаций на Витебщине стоит остро. И хоть студентами высших учебных заведений сельскохозяйственной направленности в последние годы наиболее активно становятся выпускники школ нашей области, число вакансий на рынке труда остается высоким.
Одна из причин, как заметила начальник центра дошкольного, общего среднего, специального образования, экспертной деятельности областного института развития образования Валентина Пикулик, видится в пробелах профориентации. Чтобы придать этой работе целенаправленность и повысить эффективность, в дошкольных и школьных учреждениях отрабатывается система непрерывного аграрного образования. В Браславском районе оно ведется на достаточно высоком уровне. Первые три агрокласса здесь были созданы в 2018 году, теперь их восемь, в три раза увеличилось количество обучающихся в них.
В последние годы команды района всегда были в числе победителей областных агрофорумов и агроолимпиад, показывали интересные наработки, достойные применения в других школах области. С этой целью в Браславе и состоялся двухдневный семинар преподавателей, отвечающих за работу агроклассов в школах Витебщины.
Участники образовательного мероприятия окунулись в мир детского творчества. Воспитанники детских садов, их родители и воспитатели продемонстрировали гостям, насколько интересным материалом для изготовления поделок могут служить овощи и фрукты. Кабачки стали обитателями морских глубин, сельхозмашинами, семена превратились в букеты. Оставалось только удивляться, какие чудеса могут создать дети и взрослые из того, что выросло в огороде. А он есть практически при каждом детском саде. Здесь воспитанники старшей группы под руководством воспитателей выращивают овощи.
– Мы посадили 16 картофелин, а накопали ведро, – с восторгом рассказывали воспитанники детского сада №1. – Вырастили морковку, укроп.
Такая хозяйственная деятельность стала результатом реализации в саду проекта «Маленькие огородники».
Мальчики и девочки всех дошкольных учреждений изучают окружающий мир не по картинкам, а в натуре видят, как и где растут помидоры и огурцы, картофель и морковь, свекла и укроп, что из них можно приготовить.
Школа – новый этап непрерывного аграрного образования. Уже в 5 – 6-х классах ученики начинают заниматься не только опытничеством, но и наукой, ведут сортоиспытания, пишут работы. Каждый месяц учебного года имеет тематическую аграрную направленность. Ноябрь, например, в школах Браславщины будет посвящен «Дажынкам», школьники, как и хлеборобы, отчитаются об итогах своей аграрной работы.
О существующем комплексе непрерывного аграрного обучения гости могли подробно узнать в Ресурсном центре, который действует в Опсовской СШ. В нем собраны и представлены все лучшие наработки школ района, созданные ими бренды. Хозяева поделились с коллегами методиками преподавания факультатива «Введение в аграрные профессии». Занятия проходили живо, когда учителя, как и их ученики, с интересом решали предложенные задания, головоломки, открывали и для себя что-то новое.
Интересным для участников семинара оказалось и знакомство с Видзовским колледжем, с передовыми технологиями ведения сельского хозяйства, которым здесь обучают, условиями проживания, образования и развития творческих способностей учащихся.
Участники семинара познакомились также с опытом работы Друйской СШ по формированию у школьников интереса к аграрным профессиям.
Сельское хозяйство – основа нашей жизни, о чем должны знать дети уже в детском саду, – с таким выводом покидали семинар его участники.
Фото Тамары ПАШКЕВИЧ