Педагогический коллектив ГУО "Средняя школа №19 г. Витебска" ежегодно пополняется молодыми педагогами. На сегодня в учреждении 36 % учителей, возраст которых до 30 лет. При этом молодых специалистов, начавших свою карьеру с этого года, четверо. Чтобы узнать о новом профессиональном поколении педагогов, о том, как выглядят идеальные отношения в коллективе, благодаря которым учителя остаются на первом рабочем месте, корреспондент «ВВ» отправилась на встречу с преподавательским активом.
Формат открытой диалоговой площадки «От молодого специалиста к успешному педагогу» позволил высказаться педагогам разных поколений.
Остаться после распределения или нет, вопроса не стояло
Рядом с только вступившими в учительские ряды есть и те, кто с нового учебного года больше не является молодым специалистом, но продолжает профессиональное развитие в стенах девятнадцатой школы. На их пути уже есть первые профессиональные достижения. Одна из таких педагогов – Мария Сугак, учитель математики и информатики, которая работает в школе третий год. Девушка с блеском в глазах рассказывала о маленьких победах. На ее профессиональном счету совместные со школьниками проекты, с которыми выступали на районных, областных и республиканских конкурсах.
– В первый год моей работы мы принесли школе шесть дипломов, во второй год – семь, – отметила Мария.
Помимо увлеченной работы с детьми, в 2023 году девушка приняла участие в районном этапе республиканского конкурса «Учитель года», была отмечена Благодарностью. Также прошла отбор и боролась в областном этапе республиканского конкурса «Педагогический дебют».
Работает третий год и другой очаровательный сотрудник, педагог-психолог Илона Мухаметгалиева. Как поделилась девушка, когда подошло время окончания отработки, выбора между тем, остаться в школе или уйти, перед ней не стояло.
– Школа небольшая, за два года я успела выучить каждого ребенка, в то же время меня знают дети, ко мне обращаются и мне доверяют. Это позволяет мне работать эффективнее, – отметила Илона.
По словам более опытных коллег, Илона взаимодействует не только с детьми, но и с коллективом: организует познавательные семинары и круглые столы. При этом каждое ее мероприятие с нетерпением ждут. Так, последний семинар был посвящен профессиональному выгоранию, где Илона настолько результативно поработала со своими коллегами, что абсолютно все вышли обновленными и полными сил.
– Больше всего вдохновляет то, что Илона постоянно находится в поиске, все время что-то придумывает. Я в своей жизни не встречала специалиста, который так досконально умеет разбираться в проблемах, – отметила учитель белорусского языка и литературы Елена Вертелко.
Для школы по-особенному ценно, что молодые специалисты остаются на своем первом месте работы.
– Самая большая радость, что 96 % из молодых специалистов продолжают работу и после обязательной отработки. Я в этой школе работаю девять лет, за это время ушло только двое, – рассказала Наталья Королёва.
Любовь к профессии сильнее, чем страх
Четверо ребят, пришедших на работу с этого года, рассказывают о своих буднях где-то с робостью и страхом от первых шагов в профессии, но с большим чувством любви.
Страх и волнение, особенно на первых порах, в работе – нормальные чувства, и говорить об этом необходимо. Педагог-организатор Мария Рабкевич честно призналась, что в школу пришла с полным непониманием и неизвестностью, что ее ждет. В этих первых буднях ее спас коллектив, который моментально подставил плечо поддержки и помощи.
У некоторых страх неизвестности проходит при знакомстве с детьми. Так произошло в свое время с Кристиной Чукиной, которая преподает черчение, изобразительное искусство и трудовое обучение. Молодой специалист тогда сразу определила, как быть интересной детям:
– В работе я стараюсь наряду с классическими методами разрабатывать какие-то творческие проекты. На трудовом обучении, например, кроме шитья фартуков, наволочек, предлагаю создать какой-нибудь модный шопер.
В первое время если молодым специалистам и страшно, то они проходят всё с особой стойкостью. К такому выводу привело знакомство с самым юным педагогом в коллективе – Вероникой Ворошиловой. Девушке 19 лет, и на свою первую линейку в роли учителя она пришла как руководитель первого класса из 28 человек. За ее плечами учеба в колледже, а сейчас, помимо работы с самыми маленькими школьниками, она продолжает обучение в университете на заочной основе. Как поделились коллеги Вероники, самое ценное и определяющее то, что девушка вызывает к себе уважение у родителей своих учеников.
Возник вполне логичный вопрос о том, как удается справляться с детьми, ведь их возрастная категория самая сложная, так как у них проходит адаптация после детского сада.
– Помогают беседы, напоминания о том, что ребята из категории «детский сад» уже перешли в школу, о правилах поведения. Главное – уметь разговаривать, при этом в спокойном тоне, потому что им самим еще сложно. Моя задача как педагога – дать руку, а не напугать, – рассказала Вероника.
Директор школы тоже поддерживает своих молодых сотрудников:
– Волнение – это нормально. Оно должно присутствовать, потому что, когда вы прекратите волноваться, вы станете равнодушными людьми. Тогда на профессии можно ставить крест.
Также с этого года коллектив школы пополнился учителем физической культуры Анастасией Храмцовой. За короткое время работы девушку уже полюбили дети. Коллеги рассказали, что на ее кружок по настольному теннису некоторые ученики упорно ждали записи даже несколько дней.
Человеческое уважение – просто или сложно?
Одна из тем диалога между поколениями касалась ценностей. Какие же они у профессионалов разных возрастов? Как выяснилось, одинаковые, и фундаментом является уважение.
– Во все времена преподаватели учат светлому, доброму, вечному, тем ценностям, которые закрепились тысячелетиями. Проблемы те же: уважение, любовь, заинтересованность, – подчеркнула Наталья Королёва.
Говоря об уважении, на встрече отметили не очень хорошую тенденцию: сегодня не каждый родитель воспринимает советы педагога, осознает их ценность, полезность и нужность.
То, что учителям интересна личная жизнь учащихся и их семей, – заблуждение, их цель совсем другая: действовать во взаимодействии с родителями и совместно развивать ребенка, а не стоять на противоположных баррикадах, где между ними ребенок. Как подчеркнула Наталья Королёва, только в тандеме «учитель – родитель» можно что-то сделать. Пример обесценивания учителей – родительские собрания, куда приходят максимум 50 – 60 процентов. Учителя не просят многого, кроме обычного человеческого уважения.
Чтобы понять, чем живут педколлектив и молодые специалисты в частности, в дискуссии приняла участие председатель Первомайской районной организации профсоюза работников образования и науки Ольга Гурченко. Она оценила подход молодых сотрудников к своей профессии и детям:
– Я разделяю ваши ценности. Прежде чем учить ребенка, нужно обращать внимание на такие простые моменты, как настроение, с которым приходит ребенок. Хочу пожелать, чтобы вы не разочаровались в выборе своей профессии, получали профессиональное удовлетворение и чувствовали свою значимость. А еще терпения, потому что это колоссальный труд.
Именно такие открытые диалоговые площадки, как в средней школе № 19, позволяют педагогам обсудить свои проблемы и трудности, с которыми приходится сталкиваться ежедневно, а также поделиться опытом и найти поддержку у коллег.