Уже на следующей неделе, на весенних каникулах, сборная Витебской области будет участвовать в финальном этапе республиканских олимпиад по учебным предметам, который пройдет с 25 по 29 марта в разных городах Беларуси. Витебщину будут представлять 216 одаренных детей.
В прошлом году сборная Витебской области завоевала 84 диплома победителей.
Корреспондент vitvesti.by побывал в витебской гимназии №8, где на базе математического центра под руководством заслуженного работника образования Республики Беларусь, кавалера ордена Франциска Скорины, создателя собственной авторской школы Михаила Волкова к «республике» готовятся юные математики. Их представительство традиционно самое массовое – честь области будет защищать 21 победитель областного этапа. Причем 12 из них подготовлены Михаилом Николаевичем.
Михаил Волков подготовил 191 победителя республиканской олимпиады по математике и 18 – международной (некоммерческой). Останавливаться на достигнутом педагог не собирается.
«Мои вундеркинды»
– Вот и мои вундеркинды, – Михаил Волков приглашает нас в класс, где корпят над задачами несколько десятков старшеклассников. – На протяжении 21 дня ребята погружены в математику с утра и до полпятого вечера. До обеда решаем сложные задания заключительного этапа олимпиады, которые я собрал с 1992 года. После обеда подводим итоги, анализируем решения задач, изучаем темы, не входящие в школьную программу, но нужные на республиканской олимпиаде. Часто ребята засиживаются дольше – увлекаются. Я тогда их буквально прогоняю домой. Нужно отдыхать, здоровье дороже.
Михаил Николаевич человек заслуженный – педагог-новатор, автор и разработчик многих учебных программ по математике, обладатель двух дипломов Академии педагогических наук СССР первой степени, был депутатом областного Совета депутатов и Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.
Но, несмотря на все регалии и звания, он прежде всего учитель, для которого работа с детьми и их успехи самое большое удовольствие в жизни. Прирожденный педагог – это видно и по общению с подопечными, которые души в нем не чают, и по отношению к делу – лаборантская математического центра в гимназии №8 скорее напоминает жилую комнату, а не часть учебного кабинета. Учитель сразу располагает к себе – улыбается и шутит, хитро прищуривается, поглаживая аккуратную бородку («Специально не бреюсь до конца «республики» - примета у меня такая» - говорит он.). Шутки шутками, а между тем воспитанники Волкова сидят за задачками, которые не каждый студент вуза осилит.
– Хороший учитель – это пахарь, – убежден он. – Только так можно добиться успеха в нашей профессии. Живешь школой, детьми – будет отдача. Главное – выработать свою методику и четко ей следовать. И обязательно нужно дорожить своим именем.
Система Волкова
Самая большая гордость Михаила Николаевича – победители международных некоммерческих математических олимпиад. В стране по пальцам одной руки можно пересчитать учителей, чьи воспитанники каждый год завоевывали не менее 10-12 дипломов заключительного этапа олимпиад. А в 2010-м у Волкова их было аж 19!
– Я не сделал никакого открытия, – говорит педагог. – Взял за основу метод целесообразных задач Семена Шохора-Троцкого, разработанную в 1908 году. Суть в том, что знания в значительной степени не передаются в готовом виде, а приобретаются в процессе познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации. Я ведь учу не просто механически решать, а приемам мыслительной деятельности. Все нарабатывалосьопытным путем: в свое время сделал два выпуска – с 1 по 11 класс. Сейчас отбираю детей, начиная с 7-го класса. Если они готовы трудиться и быть успешными – значит, с 8 класса участвуют в олимпиадном движении. При этом очень важен микроклимат в классе, семейная обстановка. Я люблю детей, и они мне отвечают взаимностью, но при этом я достаточно строгий.
Система Волковав самых общих чертах выглядит так. Во-первых,через специально подобранные упражнения и задачиновый материал представляется как система известных знаний. Во-вторых, ученики находят закономерности и формулируют гипотезы, которые либо опровергаются, либо доказываются. В-третьих, создается тупиковая ситуация, вызванная несоответствием между имеющимися знаниями, необходимыми для решения кульминационной задачи урока. Пробелы в знаниях устраняются при помощи педагога, умного ученика или учебника – проблемная ситуация разрешается.
Из боксера в учителя
Мало кто знает, а ведь педагога-новатора Волкова могло и не быть. Мог быть инженер или тренер по боксу. Но вмешался случай. Началось все с выступления на первенстве по боксу в Витебске, где юного оршанца заметил заслуженный тренер БССР Абрам Брин. Он и предложил парню, который в тот момент учился в Могилевском машиностроительном институте, перевестись в Витебск.
– Решил идти в пединститут. Для спортсменов была возможность поступать по специальным «ректорским спискам». Экзамены сдал на «хорошо» и «отлично». Декан даже потом приглашал к себе посмотреть на «боксера, который математику хорошо знает».
По распределению Михаил попалв деревню Высокое Оршанского района. Параллельно еще шесть лет занимался тренерской работой — вел секцию по боксу в родной Орше. Впрочем, спортивный азарт он перенес и в точную науку. Говорит, каждая решенная задачка — маленькая победа над собой. И у школьника нужно формировать психологию победителя, человека, принимающего решения, а не плывущего по течению.
В Высоком молодого педагога радушно встретили коллектив и руководство. Впрочем, с наставниками Михаилу Волкову везло всегда. Например, большую роль в его жизни сыграла преподаватель вуза Мария Драбкина, которая разглядела в студенте будущего педагога с большой буквы. И не ошиблась. Результаты работы в его первой школе были настолько хорошими, что сюда приезжали за опытом, Волков стал одним из самых юных учителей-методистов в республике. В 1984 году его повысили – пригласили в Витебск на должность инспектора народного образования в облисполкоме.
- Посидел в кресле чиновника два дня и понял – не мое, - вспоминает Михаил Волков. – Уволился и впал в немилость: в Витебске мне места учителя не нашлось, а в бывшую школу пришел новый педагог. Помог случай. Как раз открывалась новая школа №37, директор подбирала коллектив, а меня посоветовали знакомые. Взяли, и я оправдал доверие. В 1988 году выиграл Всесоюзные педагогические чтения, получил диплом Академии педнаук СССР. Мой опыт работы с 1988 по 1991 годы экспонировался на ВДНХ СССР в разделе «Наука и образование».Работаю в этой школе, теперь это гимназия №8, до сих пор.
Не жаловаться, а работать
Педагогический стаж Михаила Волкова - 41 год, но, по собственному признанию, он далеко не пенсионер. После четырех лет парламентской деятельности вернулся в родную гимназию. И снова дает результат. В 2016-2017 учебном году он подготовил одного победителя «республики», а в прошлом – четырех.
– Дети заряжают энергией, не дают стареть, – считает он. – Работа в школе для меня – это здоровье. Я, конечно, трудоголик, но не фанатик. При этом всю жизнь работал с утра до вечера, шесть дней в неделю. Но по вечерам всегда был со своими двумя дочками и женой, с которой вместе уже 40 лет. Супруга тоже педагог, уже на пенсии. Но, наверное, если бы не она – не было бы педагога-новатора Волкова.
Михаил Николаевич – прекрасный пример для молодых специалистов, многие из которых, едва придя в профессию, жалуются. На зарплату, документацию, детей…
– Вы думаете я вначале богато жил? – задает он риторический вопросом. – Нет, конечно. При этом сидел ночами, к урокам готовился, опыт изучал, жил своей работой. Потому что терпеть не могу халтуры и халтурщиков. Особенно в образовании.
По мнению Михаила Волкова, сейчас для белорусских учителей созданы вполне комфортные условия работы – обновлены учебные программы, появились современные учебники, есть множество возможностей для саморазвития.
– В образовании можно бесконечно что-то реформировать, обновлять, но в конечном итоге все зависит от конкретного учителя в конкретном классе, - считает он. - Учитель – одна из самых достойных и уважаемых профессий. Только нужно ей соответствовать, а самое главное - любить у уважать детей.
Фото Дмитрия ОСИПОВА