Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Образование

«Не хочу в школу!», или Как помочь первокласснику

Частые слезы, потеря аппетита, плохой сон, стремление стать снова маленьким — эти и другие изменения в поведении первоклассника могут говорить о плохой адаптации к школе, отмечает психолог центра здоровья молодежи Витебского областного детского клинического центра Инна Титова.

– На адаптацию к школе уходит от одного до трех месяцев, в зависимости от типа нервной системы. Признаками плохой адаптации могут быть головная боль, рвота, боли в животе, в редких случаях тики, энурез. Тики могут быть двигательные, голосовые (заикание) – это неврологическое заболевание, которое запускает стресс. У ребенка может нарушиться сон. Засыпая, он говорит про школу, высказывает беспокойные мысли. Нужно бросить все дела и обязательно его выслушать. Ведь это показатель того, что ваш ребенок не может справиться с повышенной тревожностью и ему требуется помощь.

У тревожных родителей тревожатся дети 

Ребенок легко считывает тревогу родителей, акцентирует психолог. Даже если мама улыбается и радостно провожает его в школу, он улавливает взволнованный тембр голоса, жесты и сам начинает тревожиться.

Витебчанка Наталья рассказала, что в свое время дочь Карина, будучи первоклашкой, целыми днями плакала в школе, и так продолжалось более трех месяцев. Девочка начала беспокойно спать по ночам, от недосыпания плохо себя чувствовала. Ее собирались перевести на домашнее обучение.

– Мне было очень страшно отправлять дочь в школу, она никогда не ходила в детский сад, и ей в классе было некомфортно, – вспоминала Наталья, признаваясь, что по нескольку часов ходила под окнами школы, пока дочь сидела за партой.

В этом случае пришлось работать с повышенной тревожностью матери, у которой тяжело проходил процесс сепарации от дочери, пояснила психолог. За несколько сеансов ситуацию удалось нормализовать.

Если ребенок — непоседа 

Гиперактивным мальчикам и девочкам очень сложно высиживать уроки. Дети должны двигаться, а в школе нет такой возможности. Если подвижному ребенку постоянно делать замечания, одергивать, у него снизятся усидчивость и способность сосредоточиться.

Шестилетний Максим постоянно вскакивал из-за парты – было тяжело высидеть целый урок, а учительница его за это ругала. Мальчик начал хуже усваивать материал, получать нарекания. По утрам мать подолгу уговаривала его пойти в школу.

– Максим очень активный, любит бегать, прыгать, играет с отцом в футбол, – рассказывала на приеме мать. – В школе ему сложно сидеть за партой больше 30 минут. А учительница и на перемене не выпускает детей из класса, велит им готовиться к следующему уроку.

– Всю накопившуюся энергию такой ребенок будет выплескивать дома, и нужно позволить ему это, – отмечает Инна Титова. – Максиму было разрешено выходить из класса, мы с ним договорились, что он на перемене будет выполнять приседания. Мы рекомендуем учителям позволять гиперактивным детям выходить из класса и пробежаться по коридору. И, конечно, нельзя на перемене держать учеников за партами. Многим учителям это удобно, но детям обязательно нужна двигательная активность.

Не пропустить буллинг 

Педагогам нужно внимательно относиться и к тому, как выстраиваются отношения между детьми в классе, чтобы не пропустить буллинг, подчеркивает психолог.

Шестилетний Ваня на переменах оставался сидеть за партой, в то время как одноклассники выходили в коридор. Дружить с ним никто не хотел, и мальчик думал, что с ним что-то не так. Ромка с передней парты каждый день забирал его пенал, пользовался им, а в конце дня возвращал. «Мама учила, что нельзя быть жадным», – вздыхал про себя Ваня и терпел. Однажды все же расплакался и решился рассказать всё учительнице. А та не придала этому значения, решив, что ученик просто скучает по матери. Школа постепенно становилась для Вани пыткой. Дома мальчик ничего не говорил, потому что сам толком не понимал, что происходит. Мать привела сына на прием, когда он наотрез стал отказываться идти в школу.

Адаптация к школе может длиться и до трех-четырех месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Но если тревожные симптомы длятся до Нового года, нужно обратиться к специалисту, который поможет избежать психологических проблем
в будущем.

Когда психолог на приеме предложила Ване нарисовать себя и свой класс, он изобразил себя в черном цвете отдельно ото всех детей. Отвечая на вопросы, мальчик рассказал, что не выходит на перемену, потому что «Димка его толкает, еще вместе с Данькой и Сашкой», а «с троими ему не справиться». При этом позитивно рассказывал об учителе, о том, что узнал на уроках.

– Не найдя поддержки у учителя, мальчик нашел выход – спрятаться, а это только ухудшит его психологическое состояние. Здесь нужно работать со всем классом, это говорит о нездоровой атмосфере в коллективе, – поясняет психолог. – На тренингах с учителями мы обращаем внимание на проблему буллинга. Нужно насторожиться, если ребенок находится все время один, молчит, не принимает участия в играх, и тем более не игнорировать его жалобы.

Как помочь в адаптации 

На каникулах постарайтесь не менять режим сына или дочери, чтобы они не отвыкли от школы: пораньше вставать, вовремя ложиться спать, есть в одно и то же время, днем поспать или просто полежать. Пусть ребенок позанимается делами, требующими усидчивости, – рисует, клеит, лепит.

В школе ребенку может быть тяжело физически или психологически. Например, если у него слабые мышцы спины и ему трудно высидеть 45 минут. Сложно и тем детям, кто еще не умеет коммуницировать и боится сказать о своих потребностях и проблемах.

Первоклассник, который посещал детский сад, привык к смене воспитателей, к детям, адаптируется быстрее. Если ребенок домашний, но посещал кружки или секции или у него есть братья или сестры, то он также легче привыкает к коллективу.

– Учите ребенка выстраивать коммуникативные связи. Дайте возможность сыну или дочери общаться с детьми на игровой площадке, научите попросить, когда ему что-то надо, и отказать, если его просят о том, чего он не может, – объясняет психолог.

Шестилетнего ребенка, которому тяжело дается школа, можно вернуть обратно в детский сад, отмечает специалист. Когда он немного повзрослеет, его коммуникационные навыки улучшатся.

Не только учебой живет ученик 

Для школьника важны понимание и поддержка родителей. После уроков спросите его, как он себя чувствует. Нужно интересоваться не только успехами в учебе.

– Оценка для ребенка – это уже стресс. Он не разделяет себя от оценки, низкая отметка для него означает: «я плохой», – замечает Инна Титова. – Поэтому не акцентируйте на этом внимание, а спросите: «Что было в школе?», «Что нового ты узнал?», «Что вы читали и о чем?», «Кто тебе нравится и с кем бы ты хотел дружить, а кто не нравится и почему?», «С кем ты сидишь в классе, с кем гуляешь на перемене?». Таким образом вы проявите интерес к его личности. Нужно уметь поставить себя на место ребенка и посмотреть на всё его глазами – это и есть проявление любви.

Как правило, в течение месяца-двух поведение первоклассника приходит в норму, он становится спокойнее, сон и аппетит восстанавливаются. Адаптация к школе может длиться и до трех-четырех месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Но если тревожные симптомы длятся до Нового года, нужно обратиться к специалисту, который поможет избежать психологических проблем в будущем.

Дороже всего — внимание и время 

Тем, кто не может определиться, во сколько лет отдавать ребенка в школу, нужно знать: готовность к учебе – это прежде всего внутренняя позиция ребенка, когда у него сформировалось желание получать знания. При отсутствии любознательности школьнику трудно будет учиться.

Старшему дошкольнику родители должны говорить правдиво о школе: «Тебе нужно будет проявлять усидчивость, внимательно слушать, но мы будем рядом и тебе поможем». К поступлению в школу у ребенка должна быть развита ориентация: он должен знать элементарные понятия «право», «лево», «верх», «низ», уметь завязывать шнурки, надевать шапку, застегивать пуговицы.

Для шестилетки не столько важны навыки чтения, письма и счета, сколько развитие наглядно-образного мышления: умение решать логические задачи с помощью примеров, способность анализировать, обобщать. Например, после прочтения сказки задавайте ему наводящие вопросы: «Почему герой поступил так или иначе?», «Что бы было, если бы он этого не сделал?» и т. д.

Помните, что самое дорогое, что вы можете дать вашему ребенку, – это ваше внимание и время.

Фото из открытых источников


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Главные новости Витебска и Витебской области. Все права защищены.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ