Корреспондент «ВВ» выяснила мнение специалистов, педагогов, родителей и самих учеников на этот счет.
На самом первом родительском собрании учительница моего сына убедительно попросила не покупать первоклашкам телефоны. Пояснила, что пользоваться они ими не будут, а если кто-то и принесет гаджет в школу, то на время уроков аппарат будет лежать в специальной коробке и дожидаться окончания уроков.
В случае острой необходимости мы можем позвонить непосредственно ей, либо педагог сама с нами свяжется. И представляете, за весь учебный год никто ни разу не пришел на уроки с телефоном. Дети прекрасно себя чувствовали, общались и играли на переменах, никто не потерялся и не паниковал, что его могут не забрать с занятий или продленки.
Сейчас, во втором классе, у некоторых ребят все-таки появились телефоны, поскольку они уже самостоятельно добираются после школы домой. Перед первым уроком дети отзваниваются родителям, что все в порядке, а после складывают аппараты в ту самую коробочку и не вспоминают о них, пока не закончатся уроки. Никто не залипает в приложениях и играх, не меряется крутостью и возможностями гаджетов.
Мало того, дети ужасно расстраиваются, если во время занятий в коробке что-то зазвонит или завибрирует. Не потому, что учитель разозлится или накажет, а потому что как-то неудобно и не принято в классе отвлекаться от учебного процесса на телефонные переговоры, пусть даже с собственными мамой и папой. Пообщавшись с другими родителями, я поняла, что так повезло далеко не всем.
– У дочки-второклассницы плохое зрение, планшеты и смартфоны дают большую нагрузку на глаза, поэтому мы ее ограничиваем в пользовании гаджетами. Педагог в школе не приветствует использование мобильников, но я замечала, что на переменах дети все время проводят с ними. У кого нет своего, собираются группками и вместе зависают над экранами, смотрят видео, играют в игры, среди которых есть и вовсе ужасные. Чего только стоит эта кровожадная бабуля Грэнни, на которую малыши поголовно подсаживаются! Чему может научить хорор-квест в главной роли с полоумной старушкой-маньячкой? Этот вопрос даже на собрании поднимали, учитель говорит, что нельзя пользоваться телефонами в школе, но никаких активных действий с ее стороны лично я не вижу, – пожаловалась Ольга.
Запретить? Разрешить? Вот в чем вопрос
В главном управлении по образованию облисполкома сообщили, что единого для всех школ регламента или запрета на мобильники для учеников нет.
– В каждом учреждении общего среднего образования есть правила внутреннего распорядка для обучающихся, где может быть определен порядок пользования ими мобильной связью и телефонами, – рассказала первый заместитель начальника управления Елена Богданович.
Елена Леонидовна также подчеркнула, что современные технологии активно используются в образовательном процессе, к примеру, сегодня есть учебники с QR-кодами. Так, в День знаний первоклашки получают в подарок от Президента книгу с «живыми картинками», которые считываются с помощью смартфона.
Но одно дело, если гаджеты являются помощниками для учителя, используются для получения новых знаний, однако для большинства детей – это даже не средство связи, а в первую очередь способ развлечься (соцсети, приложения игры и т.д.). Именно по этой причине многие учреждения образования ограничивают использование учениками мобильных телефонов.
Исповедь педагога
То, что сейчас почти у каждого ученика есть мобильный телефон объективная реальность. Единственное, как и в ряде других аспектов взаимоотношений со школьниками, педагоги имеют право требовать от учеников соблюдать правила. И думаю, вряд ли кто-то будет оспаривать, что мобильникам на уроке не место, если они нужны для игр, прослушивания музыки, отправки сообщений, звонков и в качестве шпаргалок.
Учитель одной из школ Витебска: Мобильные телефоны у своих учеников я не забирала. Иногда даже разрешала ими пользоваться, например, на уроках, когда занимались переводом
– Мобильные телефоны у своих учеников я не забирала. Иногда даже разрешала ими пользоваться, например, на уроках, когда занимались переводом. Печатных словарей в школьной библиотеке на всех не хватало, и я допускала, чтобы дети могли посмотреть несколько слов в онлайн-справочнике. На изложениях, наоборот, просила ребят положить гаджеты мне на стол. Некоторые, правда, норовили подсунуть кнопочную звонилку, а смартфон оставить при себе. Но такие уловки пресекала,– поделилась опытом из своей практики учитель белорусского языка.
Педагог почти 10 лет отработала с сельскими школьниками и на собственном опыте убедилась, что без мобильника современному школьнику все же не обойтись.
– Был у меня ученик, которому родители из принципа не покупали телефон. Мальчик неплохо учился, был очень активный и талантливый – участвовал во всех школьных мероприятиях, концертах. Когда его нужно было найти на внеплановую или срочную репетицию, начинались проблемы. Хорошо, если ребенок был дома, а так разыскивали его через друзей. Так продолжалось до 9 класса. Когда, наконец, ему на день рождения все-таки подарили смартфон, обрадовался не только он сам, но и учителя и его друзья.
Педагог также отметила еще один, на первый взгляд, неочевидный плюс наличия у учеников гаджетов, о котором многие из ее коллег предпочитают не говорить. Если класс достаточно продвинутый и предпочитает проводить свободное время с девайсами – планшетами, смартфонами, портативными колонками – то значительно снижается вероятность того, что учителю придется разбираться с последствиями «активного отдыха» детей – разбитыми окнами, сломанными дверями, перевернутыми цветочными горшками или, того хуже, травмами школьников, полученных в ходе чрезмерно подвижных перемен.
Детская «мобилизация»: мнение специалиста
Мы попросили детского внештатного психиатра Главного управления по здравоохранению облисполкома, заведующую детско-подростковым отделением Витебского областного клинического центра психиатрии и наркологии Елену Данилову прокомментировать поголовную «мобилизацию» школьников.
– Считается, что детям до 11 лет вовсе не стоит обзаводиться даже самым простым смартфоном, а мобильный с доступом в интернет лучше не давать до 13 лет. Но спрятаться от прогресса невозможно. Годом раньше или позже ребенок станет владельцем смартфона. Разумно будет научить маленького человека пользоваться цифровыми устройствами правильно, – отметила Елена Леонидовна.
Порой на любые ограничения, связанные с гаджетами, дети крайне эмоционально реагируют: злятся, плачут.
Главный детский психиатр области Елена Данилова: Не спешите снова давать ему телефон только ради того, чтобы успокоить. Это не решит проблему, а лишь усугубит ее.
–Не спешите снова давать ему телефон только ради того, чтобы успокоить. Это не решит проблему, а лишь усугубит ее. Сначала можно попробовать отвлечь внимание, но если ребенок уже вошел в раж, дайте понять, что крики и вопли не влияют на вас, не помогут изменить ваше решение. Скажите, что вы не понимаете, и попросите спокойно рассказать, что случилось. Во время капризов ведите себя всегда одинаково, это дает понять детям, что такая модель их поведения неэффективна. Следите за своими чувствами, терпеливы. Не ждите, что истерики прекратятся после первого раза, потребуется какое-то время, – порекомендовала Елена Данилова.
Смартфон ни в коем случае нельзя использовать в качестве наказания за проступки и плохое поведение или вознаграждения за прилежание, успехи в школе или спорте
В случае запрета ребенок будет злиться на вас, мама и папа станут врагами в его глазах и, самое печальное, вы потеряет контакт с сыном или дочерью.
– Сегодня общение во дворе «переехало» в социальные сети. Большая часть социализации современных детей и подростков происходит через интернет. Отнять телефон сегодня – значит изолировать от мира. Согласитесь, довольно суровое наказание. Сунуть вместо этого книгу, конструктор и пойти заниматься своими делами – это не решение проблемы, а злоупотребление властью, – подчеркнула специалист.
Проблема смартфономании еще и в том, что многие родители, приобретая ребенку мобильный телефон, думают, что современный гаджет – это показатель социального статуса.
По мнению специалиста, родители, скорее всего, просто борются со своими комплексами. Ведь опасения и тревоги о том, что из-за отсутствия смартфона сын или дочь среди других детей будут выглядеть «белой вороной», в большей степени надуманынадуманы.
– Во-первых, угнаться за техническим прогрессом невозможно: каждый день выпускают новые, более современные модели. Во-вторых, если ребенок не лидер по натуре, слаб физически и пасует перед одноклассниками, то никакой, даже самый дорогой и новомодный смартфон его не спасет. Школьнику (особенно это касается начальных классов) телефон нужен исключительно в качестве инструмента связи, подростки уже желают пользоваться интернетом. Так или иначе, мобильник не должен превращаться в средство самоутверждения. Не программируйте в своем ребенке ложные ценности, – уверена Елена Данилова.
Если у вашего ребенка появились проблемы или вам нужна психологическая консультация по вопросам развития ребенка, его воспитания, общения со сверстниками, обратитесь в Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии (адрес: г. Витебск, ул. Коммунистическая, 6, телефон для предварительной записи: 8(0212) 61–45-82). Опытные специалисты также консультируют на круглосуточном телефоне доверия: 8(0212) 61-60-60.