Председатель облисполкома Николай Шерстнёв провел рабочее совещание в Городокском аграрно-техническом колледже, посвященное обеспечению сельхозорганизаций области кадрами рабочих и специалистов.
Началось оно ознакомлением с материально-технической базой этого одного из крупнейших на Витебщине профильного учреждения образования и выставкой достижений областного ПТО.
Николай Шерстнёв с участниками совещания на занятиях в колледже
Как подчеркнул Николай Шерстнёв, стоит цель осовременить программу подготовки сельхозкадров, консолидировав усилия заинтересованных сторон в ключевых моментах этого многогранного вопроса: потребности в специалистах и обеспеченности ими, профориентации, качестве обучения, комплектовании учреждений образования, распределении и закреплении молодежи на селе – с учетом сокращения бюджетных расходов и направления сэкономленных средств на развитие производства.
Основой решения архисложной проблемы должно стать повышение престижа аграрных профессий. В связи с этим глава области сообщил, что дано поручение вдвое увеличить зарплату специалистам животноводства.
Обеспеченность руководящими специалистами в областном АПК – 94%, кадрами рабочих профессий – 96,4%. Недостает 1160 трактористов-машинистов, водителей, электрогазосварщиков, операторов машинного доения и др.
По словам председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкома Ивана Федорова, анализ свидетельствует о тенденции к сокращению дополнительной потребности в трудовых ресурсах до 2027 года.
Самыми востребованными будут ветврачи, зоотехники, ветфельдшеры, трактористы-машинисты, операторы машинного доения. За 5 лет закрепляемость молодых специалистов выросла на 6,5% и составляет 53,5% от всех выпускников – обладателей сельхозпрофессий.
Лучше, чем в других, обстоят дела в Верхнедвинском, Глубокском, Лепельском, Полоцком районах. Больше половины распределяется по месту проживания родителей. Здесь начало целевого обучения работников для АПК. Однако 97 из 167 договоров в прошлом году были заключены комитетом по сельскому хозяйству, то есть не имеют прямого отношения к конкретным районам и организациям. И ректор Витебской ветакадемии Николай Гавриченко подтвердил, что есть районы, где не оформили ни одного целевого направления в ВГАВМ, хотя конкурсы даже на платную форму обучения в вузе растут.
Подготовка сельхозкадров идет в 12 учреждениях области, рабочих профессий – по 35 единичным квалификациям. После согласования с Минобразования будут открыты 5 новых специальностей уровня ССО.
Чтобы достичь баланса в подготовке кадров и вакансиях для их распределения, в 2016-м начата переориентация Полоцкого аграрно-экономического колледжа на другие сферы экономики, в 2017-м реорганизованы Городокский и Лепельский аграрно-технические колледжи, это же нынче необходимо провести в Оршанском районе.
Исходя из ситуации, управление образования облисполкома предложило схему взаимодействия заинтересованных сторон по подготовке сельхозкадров на долгосрочную перспективу. Итак. Профориентация в районах обеспечивает направление не менее 45% выпускников 9-х классов в ПТО.
Сельхозорганизации с профильными учебными заведениями по возможности заключают трехсторонние договоры на обучение, предусматривающие выплату стипендии учащимся и отработку по распределению. При наборе доля претендентов на целевое обучение должна стать максимальной.
Учебные заведения обеспечивают качественную подготовку специалистов по массовым профессиям. В связи с этим – внести предложение в Совмин о безвозмездном обустройстве в крупных аграрных колледжах современных лабораторий с передачей производителями образцов нового оборудования и техники.
Так, в Городокском колледже вместе с Кировским тракторным заводом Ленинградской области до 1 сентября должны создать лабораторию и класс, а в перспективе оборудовать диагностическую станцию и СТО. Эти вопросы прорабатываются с МТЗ. Здесь возможна и зимняя переподготовка кадров АПК.
Далее определяются крупные предприятия, которые совместно с учебным заведением обеспечат оплачиваемую (за счет предприятия, исходя из выполненных объемов работ) производственную практику для двух-трех групп учащихся, а также краткосрочную стажировку мастеров производственного обучения, решив необходимые для этого жилищные вопросы.
Гендиректор ГО «Витебский концерн «Мясо-молочные продукты» Виктор Славецкий заверил, что сельхозпредприятиям интеграционных структур по силам организовать эффективную практику для будущих работников АПК.
По свидетельству директора Городокского колледжа Владимира Шитько, это отлично получается у сельхозпредприятия «Мазоловогаз», начата работа в данном направлении с сельхозпредприятием «Рудаково».
По итогам распределения такие предприятия выбирают себе лучших выпускников. Райисполкомам, вероятно, стоит рассмотреть возможность полного или частичного освобождения их коллективов от уплаты местных налогов.
Предложение Минобразованию – об увеличении производственной практики при подготовке специалистов для АПК до 6-8 месяцев. Резервы: сократить каникулы с 8 недель до 6 (ведь многие учащиеся в это время устраиваются на подработку), изучение смежных спецпредметов, число консультаций и факультативов, изъять из программы непрофильные курсы.
В соответствии с нормативными документами в Городокском колледже по группе квалификации тракторист категории А, B, D, водитель категории C, слесарь по ремонту сельхозмашин 3-го разряда увеличена практика с 340 до 628 часов, но для освоения всего комплекса работ (от посевной до уборочной и подъема зяби) и техники нужно больше.
– А поскольку новоиспеченные кадры через месяц зачастую уходят в армию и больше не возвращаются, ведь срок отработки к тому моменту истекает, предлагается обратиться к главе государства с предложением ввести отсрочку от службы на два года для призывников, работающих в АПК по распределению. Система образования Витебщины готова пойти на подготовку и реализацию экспериментальных планов по оперативному изменению структуры обучения сельхозкадров, – сказал начальник управления образования облисполкома Дмитрий Хома.
Совещание способствовало наработке предложений, которые должны дать эффект. Губернатор нацелил его участников на синхронные действия по созданию гибкой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для АПК, профессиональной компетентности педработников, оптимизации сети профильных учреждений образования. От этого зависит сельскохозяйственный облик севера страны в ближайшей перспективе.
Фото Антона СТЕПАНИЩЕВА.