В образовательных учреждениях Беларуси ежемесячно проводятся информационные часы, посвященные вопросам геноцида белорусского народа. О том, как эта работа организована в Витебске, рассказала Анжела Исаченко, классный руководитель 8 «Б» класса, учитель истории и обществоведения гимназии № 5 имени И. Людникова.
Воспитательная работа в гимназии охватывает широкий спектр тем, включая этические, гендерные, экологические и гражданско-патриотические вопросы.
– Однако одной из главных задач системы образования в Беларуси является формирование исторической памяти у подрастающего поколения. Важно создать условия, чтобы дети получали достоверную информацию, знали о трагедии, которую пережил наш народ, – отметила она.
В рамках этой работы проводятся различные мероприятия, включая уроки памяти, посвященные трагедиям в деревнях Ола и Хатынь. Школьники также посещают мемориальные комплексы, возлагают цветы, участвуют в митингах памяти, просмотре документальных фильмов.
– В следующем учебном году особое внимание будет уделено этой теме в 9 классе, так как она будет включена в экзаменационные билеты, – подытожила педагог.
Анжела Исаченко также рассказала о новом учебном пособии, состоящем из трех книг, предназначенных для учащихся всех ступеней общего среднего образования. Книги, посвященные геноциду белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, имеют свои особенности для возраста детей. Это издание было подготовлено в сотрудничестве с Национальным институтом образования и Генеральной прокуратурой.
– В книгах подробно освещены события, произошедшие на территории нашей страны в годы Великой Отечественной войны. В частности, представлены данные о карательных экспедициях немецко-фашистских захватчиков и лагерях смерти, которых на территории Беларуси насчитывалось около 580, – продолжила собеседница. – Когда мы обсуждаем тему геноцида, дети всегда переживают. Мы не только воспитываем патриотизм, но и формируем небезразличное отношение к истории. Гимназисты активно готовят дополнительные материалы по этой теме, участвуют в конкурсах рисунков, обсуждают трагические события, чтобы лучше понять масштабы страданий белорусского народа и важность недопущения повторения подобных трагедий в будущем.
К слову, заведующая библиотекой гимназии Инесса Понизович приняла участие в международном литературно-музыкальном конкурсе «Памяти павших и живых», посвященном 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Гимназия заняла третье место в номинации «Проза» с материалами, посвященными ветерану Великой Отечественной войны Петру Захаренко, который недавно ушел из жизни. Инесса Понизович провела исследования и встречи с ветераном, что добавило ценности подготовленным материалам.
Директор гимназии № 5 Александр Киселёв прокомментировал значимость темы геноцида белорусского народа в образовательном процессе.
– Современная образовательная программа направлена на поэтапное углубление понимания истории, включая страдания белорусского народа в условиях оккупации. Увлеченный учитель не просто передает знания, он пропускает их через себя. В Беларуси нет семьи, которую бы не затронула война, и каждый, кто чувствует эту боль, должен донести ее до детей, – отметил директор. – Использование музейной педагогики, информационных часов и документальных фильмов помогает младшим школьникам визуализировать ужасы войны и понять, что такое потеря близких. Когда дети становятся более осознанными, мы начинаем исследовательскую работу, что позволяет им самостоятельно находить и осмысливать информацию.
Александр Киселёв рассказал, что гимназия использует только официальные белорусские источники и архивные материалы, формируя у детей объективное восприятие истории.
В условиях, когда некоторые силы пытаются обесценить вклад Беларуси в Великую Победу, в гимназии № 5 учат помнить о том, что произошло, и каков вклад прошлых поколений в наше настоящее.
Фото Алексея ВРОНСКОГО.