С тех пор, как в Беларуси на законодательном уровне стали действовать ограничения в рекламе алкогольной продукции и пива, торговля каких-либо серьезных изменений в объемах реализации не почувствовала.
В этом году в России также был введен запрет на рекламу спиртного в печатных СМИ и Интернете. И сразу же участники рынка отметили резкий рост продвижения алкоголя внутри помещений: отелей, баров, ресторанов, торговых и бизнес-центров, супермаркетов и т. д. Это так называемый сегмент indoor-рекламы (за дверями). Самый ходовой товар всегда находит лазейку для самопиара. И если производители не проявят особой активности в этом, то торговля не преминет самостоятельно выставить батареи разнокалиберных бутылок на передовые позиции среди прилавков. Во всяком случае, в магазинах и супермаркетах Витебска и области мы изо дня в день наблюдаем такую картину: в среднем 20% торговых площадей отведены под спиртные напитки.
Брендовые уловки
Выпуск под одной маркой нескольких групп товаров в Беларуси набирает обороты. В том числе производители алкогольных напитков расширяют восприятие своего имени на питьевую воду, чай и прочий безалкогольный ассортимент. Не будем показывать пальцем, но и среди предприятий Витебской области такие примеры есть. Общая реклама бренда вводит в заблуждение граждан. Подобные изощрения уже обеспокоили Министерство торговли: ведомство подготовило проект указа об ограничении использования зонтичных брендов в рекламе, если такая форма воздействия на потребителей имитирует или напоминает рекламу алкоголя и табачных изделий. Впрочем, на объемах производства указанных групп товаров это вряд ли скажется. Реклама рекламой, но предложение здесь продиктовано спросом.
Алко-экскурс
Где-то полгода назад в СМИ появился комментарий заместителя министра торговли Ирины Наркевич о том, как во время «Дажынак» в Горках в магазине крупной торговой сети рядом с кассой начинались ряды с паллетной выкладкой алкоголя: на деревянных досках в ящиках стояли бутылки. «И это когда мы столько говорим о том, что алкоголь нужно продавать в специальных отделах, чтобы его не видели дети. Какова социальная ответственность этого бизнеса, если алкоголь выставлен прямо под носом у покупателя?» — возмутилась тогда замминистра. С тех пор мы отметили уже новые «Дажынкі», а что торговля? Да все то же самое!
Загляните в любой магазин: почти везде на кассе рядом со штучным товаром красуются «чекушки». Ряды с алкогольной продукцией также, как правило, сопутствуют основным маршрутам передвижения покупателей по торговому залу. Что примечательно, в крупных объектах тот же ассортимент дублируется в специализированных отделах «Вино. Водка» с автономным входом. Почему при этом реализация продолжается и в основном зале, вопрос риторический…
Для мелких торговых объектов это вообще основной товар, возглавляющий топ продаж. «Разве можно его загонять в дальний угол?» — негласный, но очевидный аргумент любого магазина.
Впрочем, где бы товар ни стоял, как говорится, кто ищет, тот найдет. Другое дело: что ищут чаще? По данным управления торговли облисполкома, за 9 месяцев этого года лидером продаж стали плодовые вина — 1704,2 тыс. дал (декалитров: 1 дал = 10 л). За ними следует водка — 1029,6 тыс. дал, остальные игроки рынка значительно отстают. Так называемого благородного ассортимента — коньяк, бренди — реализовано 36 тыс. дал. Сбавило обороты пиво — 4 489 тыс. дал. Не исключено, что здесь сработали разнообразные профилактические меры — пенный напиток теперь предпочитают распивать в соответствующих заведениях, а не во дворах и подворотнях.
Цифры указывают не только на предпочтения населения, но и рисуют портрет части социума, страдающей алкоголизмом. Его ярких представителей мы наблюдали вместе с заместителем начальника управления охраны правопорядка и профилактики УВД облисполкома Владимиром Пронько, объехав в ранние утренние часы несколько магазинов Витебска.
Кто ходит в «маги» по утрам
— У нас почти каждый день бывают задержания незаконно ввезенного или реализуемого спирта, самогона, — говорит Владимир Михайлович. — Но все же главная проблема — не качество продукции, а количество. За 9 месяцев в области произошло 204 случая отравления алкоголем, из которых только 6 — отравление суррогатом, в остальных причиной стала передозировка. По степени алкоголизации населения у нас статистика далеко не утешительная: 23 тысячи человек стоят на учете у врача-нарколога, с начала года медицинское лечение в стационарах прошли более 5 тысяч человек, 770 направлены в ЛТП. При этом, только вдумайтесь, на Витебщине работают 16 (!) предприятий по производству спиртных напитков. Из них два — в Шумилино. Как итог — 5 смертей от алкоголя в этом году в данном районе (в прошлом было 4). Я уже не говорю о криминогенной обстановке, которую усугубляет пьянство.
За полчаса до начала рабочего дня мы объехали несколько магазинов города. Несмотря на дождливое промозглое утро возле «Универсама» на ул. Лазо уже кучковался контингент: соображали на пятерых. Причем были среди них и пожилой мужчина, и совсем еще молодой. В ожидании открытия они грелись чем-то высокоградусным из бутылки, по словам пенсионера, припасенной с вечера. Так ли это, установить трудно. Владимир Пронько не исключает, что продавец и до открытия могла «по знакомству» отпустить товар.
— Когда торговая точка обслуживает определенный жилой район, формируется постоянная клиентура. Безработному алкоголику нужно где-то брать деньги на выпивку. А в магазине нередко находится подсобная работа. Так и живут, — объясняет Владимир Михайлович.
Еще троих «ожидающих» мы приметили на крыльце магазина «Витебские продукты» на ул. Берестеня (бывший «Колос»). Поездив еще немного по центральным улицам, направились к другому объекту этой торговой сети на ул. Смоленской (бывший «Прогресс»). Было уже десять минут девятого, и мы заглянули внутрь изолированного отдела «Вино. Водка». По словам продавца, до открытия за дверями ждали пять покупателей, а всего за это время она обслужила около 30 человек на сумму более 260 тыс. рублей.
— Что-то немного на столько покупателей… — засомневался Владимир Пронько.
— Так самое дешевое берут! — объяснила женщина.
Только при нас по одной-две бутылки «дешевого» взяли три человека. В том числе пожилая женщина.
— Вы это для кого-то покупаете? — поинтересовались у нее.
— Для бабушки, за которой ухаживаю, — ответила та, изрядно нас удивив. Оказывается, она присматривает за 73-летней соседкой по дому, квартира которой, к слову, числится на учете в РОВД. Бабушка практически не ходит, весь день проводит в кровати, в забытьи. «Сердобольная» соседка заверила, что еду своей подопечной тоже готовит, но на вопрос «А спиртное зачем?» разводит руками со словами: «А что делать?»…
Новые правила борьбы
МВД инициирует ужесточение ответственности за реализацию несовершеннолетним спиртных напитков, ограничение числа мест продажи алкоголя и сокращение времени реализации. Ведомство также выступает за внесение поправки в Закон «О правах ребенка», которая запретит лицам до 18 лет курить, употреблять спиртное и слабоалкогольные напитки, а также наркотики и психотропные вещества. Ответственность за нарушение запрета, как считают в министерстве, должна быть возложена на родителей. Ее предлагается прописать в Кодексе об административных правонарушениях. И в дополнение следует узаконить обязательное тестирование учащихся учреждений образования на предмет употребления алкоголя и наркотиков.
В общем, все принимаемые на сегодняшний день меры работают как сдерживающий фактор, но этого недостаточно. Поэтому поиск новых методов борьбы продолжается.
Кстати, в России хотят запретить реализацию алкоголя за наличные. Оплата спиртного по банковским картам позволит лучше контролировать рынок и ограничить продажу этих напитков несовершеннолетним. Может, и у нас следует ввести нечто подобное?