Недавно декан математического факультета Витебского госуниверситета Елена Залесская вернулась из полуторанедельной командировки в США. В рамках государственной программы развития высшего образования и по приглашению американских ученых кандидат физико-математических наук побывала в одном из крупнейших вузов Америки - Пенсильванском государственном университете. Елена Николаевна посещала лекции преподавателей, выступала с докладом по алгебре перед студентами, участвовала в совместных научных исследованиях, изучала специфику высшего образования США. Корреспондент «ВВ» встретился с деканом матфака, чтобы узнать, чем отличается модель нашего высшего образования от американского.
- Елена Николаевна, для начала расскажите, почему вы оказались в штате Пенсильвания?
- Дело в том, что в 2013 году на одной из международных научных конференций во Львове я познакомилась со своим коллегой из Америки, профессором Пенсильванского университета Франтишеком Марко. Он, как и я, алгебраист, занимается исследованиями по теории групп, криптографии. А у нас на факультете для студентов-программистов как раз читаются такие обучающие курсы. По моей просьбе профессор Марко в ноябре посетил ВГУ, прочел для наших студентов курс лекций, а заодно познакомился и с нашей страной, где оказался впервые. Ответное приглашение не заставило себя ждать. С финансированием поездки помогло Министерство образования, выделив примерно 2 тысячи долларов. А жила я в гостях у Франтишека Марко.
- Что представляет собой Пенсильванский госуниверситет?
- Это один из крупнейших вузов США, где обучаются и будущие медики, и гуманитарии, и технические специалисты. Филиалы вуза расположены по всей Америке, в них работает около 17 тысяч преподавателей и 100 тысяч студентов. Также университет известен одним из самых больших в мире стадионов - «Бивер Стэдиум» на 107 тысяч зрительских мест и командой по американскому футболу. Я побывала в одном из филиалов вуза - в городе Хазлетон. Еще в рамках экскурсий мы были в Нью-Йорке, мне также посчастливилось увидеть Ниагарский водопад.
- В чем же особенности американской модели высшего образования?
- Когда я рассказывала о наших вузах, американцев очень удивило то, что большинство студентов у нас обучаются бесплатно, да еще получают стипендию. Высшее образование в США очень престижно, но доступно оно далеко не для всех. Например, для жителей Пенсильвании получение диплома обойдется примерно в 20 тысяч долларов в год, для других - 30. Но даже окончание вуза в США совсем не гарантирует успешное трудоустройство. Даже сын профессора Марко, имея диплом инженера, не может устроиться по специальности и уже несколько лет работает не по профессии. В то же время на математическом факультете ВГУ, например, нет ни одного студента, которому бы не предоставили первое рабочее место в соответствии со специальностью. А если это программисты, то они распределяются в IT-кампании и резиденты Парка высоких технологий, где зарплаты уже на первом году работы порядка тысячи долларов.
В США другая система поступления в вузы. Там поступают именно в университет, не на какую-то конкретную специальность, как у нас. Обычно только после второго курса американский студент определяется с будущей профессией. До этого он изучает набор предметов, которые подбирает себе сам.
В США намного меньшая недельная нагрузка на студентов. Если в Беларуси они занимают около 30 часов в неделю, то в Америке - не более 15-20, да и в мае уже начинаются каникулы. В итоге учеба в вузе может растянуться и до десяти лет. Это связано и с тем, что они совсем по-другому сдают сессию. Освоение того или иного курса по предмету высчитывается в процентах и зависит не только собственно от результата письменного экзамена, но и посещения занятий, выполнения домашних заданий и так далее. Не наберешь 70% по какому-то предмету, и снова нужно все начинать сначала. Или можно выбрать другой набор курсов - по другой специальности. В общим плати, определяйся и учись.
Меня очень удивило то, что в американских вузах преобладают лекции, но крайне мало практических и лабораторных занятий. Предполагается, что студенты должны осваивать практические умения самостоятельно лишь консультируясь с преподавателями.
В то же время в Пенсильванском университете очень распространено приглашение для чтения лекций известных ученых со всего мира.
- Как строятся отношения между преподавателями и студентами?
- Они очень свободные. Я сама видела, как спустя десять минут после начала лекции в аудиторию пришел один студент с кофе и спокойно уселся за парту, затем второй. График занятий для всех индивидуальный, в зависимости от выбранных курсов, и не надо обязательно приходить всем рано утром. По итогам года студенты с помощью анкет оценивают уровень преподавания предметов. И от этого зачастую зависит, будет ли продолжать работать в университете тот или иной преподаватель. Хотя, как я поняла, это касается лишь приглашенных людей по краткосрочным контрактам, хотя их большинство. Заслуженные профессора, такие как Франтишек Марко, не зависят от мнения студентов.
Университеты в США - это фактически автономные студенческие городки, где все в одном месте: учебные корпуса, спортивные сооружения, общежития, столовые. Это, конечно, очень удобно.
- Поделитесь мнением, что вам понравилось в американских вузах, а что нет?
- Думаю, что современная модель высшего образования Беларуси во многом превосходит американскую. Особенно это касается подготовки специалистов в области точных наук. Мне непонятно как американские студенты обходятся без практических занятий. Ну как можно лишь с помощью лекций изучать, например, криптографию? У нас для программистов по всем дисциплинам основная часть занятий - это практические и лабораторные работы, на которых студенты пишут программы, создают сайты, информационные системы и многое другое. Кстати, за это иногда еще получают хороший дополнительный доход.
Также мне не по душе слишком долгая «раскачка» американских студентов в плане выбора специальности. Наши студенты намного раньше могут стать специалистами и начать работать. Большое подспорье для белорусских студентов, обучающихся за счет госбюджета, и гарантированное первое рабочее место. В США распределения нет и поиск работы для многих выпускников большой стресс и серьезное разочарование.
Если говорить о позитивных моментах, то мне показалась интересной оценка студентами преподавателей по итогам учебного года. У нас, например, на факультете это тоже есть, но нет таких жестких мер вроде увольнения к преподавателям. Хорошо когда есть обратная связь.
Фото из архива Елены Залесской