Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Социум

Безруков с золотыми руками, или Как житель Ушачского района совмещает рисование, гончарство и шитье

У жителя Ушачского района Владимира Безрукова фамилия совсем неподходящая. Руки у него золотые, за что бы ни брался – все у него получается. А фамилию, говорит, получил от предков. Видно, у кого-то был такой изъян, который, к счастью, не передался по наследству. Наоборот, обернулся множеством достоинств и талантов.

 

Только представьте: Владимир Иванович шьет, рисует, иконы реставрирует, гончарством занимается, лапти плетет, лыжи мастерит, музыкальные инструменты делает. А еще дом с нуля построил, столярные станки собрал. Это не все. Наш герой играет на гитаре и окарине, его снимками в свое время восхищался известный любитель природы, фотожурналист, ведущий телепрограммы «В мире животных» Василий Песков, который встретился с Безруковым в Березинском заповеднике и написал о нем в «Комсомольской правде».  

С любви к фотографии и началось знакомство Владимира Безрукова с Витебщиной. Родом он из Подмосковья – города Пушкино. Дед, отец и мать были отменными портными, от них Владимиру Ивановичу передалось умение шить. Он и брюки может скроить, и куртку подгнать, если что-то не по фигуре сидит. Но это, как говорится, для жизни, а для души было увлечение фотографией. Отец подарил популярный в 1970-е аппарат «Смена-8». Парень снимал все, что ему казалось красивым и необычным. И будущую профессию решил связать с любимым занятием, подал документы в техникум на аэросъемку, но не прошел по здоровью. Нашел, как ему казалось, похожую, но земную профессию – топографа. По этой специальности служил в армии. Часть находилась в Беларуси в Бобруйске, там молоденькому офицеру приглянулась симпатичная девушка Елена, которая вскоре стала его женой. А потом, как поясняет Владимир Иванович, природа позвала его в Березинский заповедник. В Домжерицах семья прожила семь лет. Каждый день Владимир Безруков выходил на фотоохоту, трудно пересчитать, сколько сделал снимков, среди которых были поистине уникальные, которые и отметил Василий Песков.

А затем судьба связала его с ушачским краем.

– В заповеднике сдружился с агрономом, который был родом из Ушачского района. Так рассказывал о здешних местах, что я решил переехать сюда. Устроился на работу в сельхозпредприятие, занимался строительством. И свой дом решил возвести, – вспоминает Владимир Безруков.

Все – от фундамента до декора – делал своими руками. Дед, говорит, тоже хату деревянную рубил. А внук строил из кирпича, сам отопление, электричество проводил, крышу шифером накрывал, двери, окна строгал. Всему учился по книгам. Однажды попалась на глаза статья о производстве глиняного кирпича. Узнал, что в Ореховно, где он обосновался, был кирпичный завод. Нашел залежи хорошей глины, жирной, зернистой как гречневая крупа, и стал лепить игрушки. Формы брал опять-таки из книг о русских народных промыслах. Делал под дымковскую, абашевскую, липецкую игрушку, пока не увидел белорусскую.

– Я прочел книги археолога Ольги Левко о находках глиняной посуды, собирал старые рушники, вышитые удивительно красивыми узорами. Сам художеством занимался, с этюдником ходил, даже поступил заочно в Московский народный университет искусств. Правда, проучился недолго, решил: буду самостоятельно техники познавать. Мама моя хорошо рисовала, особенно ей удавались лошади. А я лепкой увлекся, – рассказывает Владимир Иванович.

Смастерил гончарный круг, печку для обжига. Первый блин вышел комом. Круг не тянул, печь не давала нужной температуры. Пришлось переделывать. Пошел обучаться гончарному делу на курсах в Витебске и вскоре стал настоящим мастером. Получил звание народного. Со своими изделиями Владимир Безруков ездил на пленэры, на конкурсы, где занимал первые места. Он лауреат Всебелорусского фестиваля народного творчества «Беларусь – моя песня», участник праздников гончаров в Городе мастеров на «Славянском базаре в Витебске». Его горлачи, ендовы, гляки, кувшины увезли в Германию, Болгарию и другие страны в память о народных талантах Беларуси.

Работы мастера имеют неповторимый авторский почерк. Секреты своей чернолощеной керамики он не раскрывает, говорит, постигал их 20 лет.

– Меня привлекает средневековое гончарство Витебщины, доглазурованная керамика. Я глазурь не использую, затраты большие. А задымленная тоже имеет цвет. Как-то при обжиге раскололся горшок, и один черепок остался в печи. Спустя время достал, а он не черный, а красный. Хочу использовать такой эффект, – поясняет народный мастер и добавляет, что больше всего его привлекают местные формы изделий, своей плавностью они похожи на женскую фигуру.

В свое время Владимир Безруков смастерил настоящую гитару, играл на ней по молодости в вокально-инструментальном ансамбле, а из глины вылепил скрипку, окарину и эквадорскую флейту – кену.

– Увидел в интернете этот инструмент, звук понравился. Теперь беру кену в лес или на озеро. Пригодились мои знания топографии, обозначил все водоемы, и ездим с женой и друзьями по самодельной карте. Супруга рыбу ловит, а я играю, – Владимир Иванович дает послушать запись на телефоне.

По просьбе своей прекрасной Елены Владимир Безруков сплел лапти. Говорит, для ног полезно. А ходить сельскому жителю приходится много, особенно, когда хозяйство большое. Безруковы держат коз, кур, кроликов, пчелами занимаются. На зиму смастерил охотничьи лыжи, для забавы – спортивный лук.

К умельцу на все руки как-то обратился священник с просьбой отреставрировать подсвечники. Пришлось поучиться, по церквям посмотреть, книги полистать. А потом посыпались заказы – люди давали иконы восстановить, из полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря царские врата обновить. Владимир Безруков и сам стал писать акварелью иконы.

Старшая дочь художественной натурой пошла в отца, с детства рисовала, побеждала в республиканском конкурсе среди дизайнеров по трехмерной графике. А сейчас занимается картографией. Младшая нашла счастье в семье, работает поваром, подарила родителям Ивановичу двух внуков.

Сейчас Владимир Иванович трудится над воссозданием старинной посуды, найденной при раскопках в Полоцке. Обещал сделать для музея Софийского собора. В Ушачском Доме ремесел немало его изделий, которые признаны ценными образцами народного искусства. Да и самого Владимира Безрукова можно считать настоящим сокровищем с золотыми руками.

Фото Дмитрия Осипова.


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Главные новости Витебска и Витебской области. Все права защищены.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ