Добрых два десятка лет назад в городах Беларуси появились первые частные маршрутки. Услуги оказались востребованы, поэтому их число росло как снежный ком. Но деятельность негосударственных перевозчиков слабо регламентировалась. Между ними постоянно возникали конфликты из-за дележа лучших маршрутов, водители, перехватывали клиентов друг у друга. Неудобно было и пассажирам: из-за отсутствия расписания они не знали, когда появится следующее маршрутное такси, защищены ли при возникновении непредвиденных дорожных ситуаций.
Само собой напрашивалось появление регулятора, который будет следить за порядком в данной сфере. На Витебщине эту роль взяло на себя ОАО «Витебскоблавтотранс». Ситуация начала меняться: проводились конкурсы и заключались договоры с частниками, желающими работать на том или ином маршруте, закреплялся график движения микроавтобусов. Однако многих участников рынка перевозок возмущало, что контролирующие функции оказались у их крупнейшего конкурента, мол, налицо конфликт интересов. В итоге в 2018 году регулятивно-контрольные функции были переданыь ГП «Оператор перевозок».
— Мы организуем и регулируем перевозку пассажиров в городском, пригородном и междугороднем транспорте, автомобилях такси регулярного сообщения на Витебщине. Плотно взаимодействуем с ГАИ, транспортной инспекцией Минтранса и налоговой, — сказал заместитель директора предприятия Юрий Кузнецов. — Применяем современные технологии, в частности, используем датчики GPS-навигации. Автоматизированная диспетчерская система управления позволяет отлеживать движение транспортных средств онлайн, соблюдение ими графика.
Также у «Оператора перевозок» есть контрольно-ревизорская служба, проверяющая, соблюдаются ли правила перевозок.
— В их основе лежит заключение между перевозчиком и пассажиром соответствующего договора, наличие которого подтверждает билет. Поэтому наши контролеры регулярно проверяют, выдают их клиентам в маршрутках или нет. В отличие от автобусов, трамваев и троллейбусов, где некоторые люди стараются проехать «зайцем», в маршрутных такси закон в большинстве своем нарушают водители, «забывая» выдавать билеты после получения денег. Таким нехитрым способом они экономят на уплате налогов и сборов, — сообщил Юрий Леонидович. — В минувшем году мы привлекли к административной ответственности свыше 250 человек. Водители заплатили штраф от 4 до 10 базовых величин. Эти меры позволили уменьшить число желающих занижать выручку. По информации налоговой инспекции, в первом квартале 2020-го почти в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличились доходы перевозчиков.
К сожалению, не все восприняли появление контролеров в маршрутных такси адекватно. Некоторые водители говорят сидящим в авто людям, что они не обязаны предъявлять билеты проверяющим, мол, те не уполномочены на это. Часть пассажиров твердят, что заплатили за проезд, а требовать квиток или нет — это их личное дело.
— Так, однажды мужчина принципиально не стал брать талон после оплаты. Суд подтвердил, что мы его законно привлекли к ответственности как безбилетника. Доходит до ситуаций с более серьезными последствиями. Один из маршрутчиков в ходе проверки билетов умышленно начал движение, не дожидаясь закрытия двери. В итоге контролер выпал на дорогу и получил травмы, — отметил Юрий Кузнецов. — К счастью, постепенно конфликтов стало меньше, люди начинают понимать, что мы такие же представители государства, как, например, госавтоинспекторы. Чтобы быть объективными и надежно фиксировать нарушения, используем видеорегистраторы. О качестве нашей деятельности говорит тот факт, что ни одно из начатых дел об административных правонарушениях не было прекращено в суде по реабилитирующим основаниям.
Фото из архива «ВВ».