Многие, услышав словосочетание «безбарьерная среда», в первую очередь вспоминают о людях с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, зрения или слуха. На деле доступность объектов инфраструктуры нужна практически каждому третьему жителю. Городская среда без барьеров необходима пожилому человеку и получившему травму, маме с коляской и даже совершенно здоровому велосипедисту или путешественнику, загруженному багажом. Это универсальная среда, которая способна сделать город комфортным и доступным для каждого. Так что проблема безбарьерной среды гораздо масштабнее, чем кажется на первый взгляд. Особенно если принимать во внимание не только физические, но и моральные барьеры.
Доступная среда — универсальная
В большинстве стран мира права людей с ограниченными возможностями защищает Конвенция о правах инвалидов. Она направлена на обеспечение полного участия инвалидов в политической, экономической, социальной и культурной жизни общества, ликвидацию дискриминации по признаку инвалидности. В 2015 году этот документ подписал и Президент Беларуси. Сегодня в нашем государстве делается немало, чтобы человек, имеющий инвалидность, был социализирован. Служба занятости всегда может помочь с трудоустройством. Соцслужба активно работает в этом направлении, обеспечивая безбарьерную среду тем, кому она нужна.
По информации комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома, за 2015 – 2020 годы безбарьерной средой оборудовано более 500 объектов в Витебской области. Только в 2020 году – 114 при плане 64. За последнюю пятилетку в регионе приобретено низкопольных 32 автобуса и 33 троллейбуса. В рамках адаптации улично-дорожной сети для всех категорий инвалидов путем понижения бордюрного камня, благоустройства асфальтного покрытия, укладки тактильных плит обустроено 98 тротуаров, оборудовано 28 остановок и 125 пешеходных переходов, 3 туалета. В гостиницах области имеется 37 номеров для инвалидов.
Установлено 105 светофорных объектов с синхронными звуковыми сигналами. Безбарьерная среда создана в семи парках.
Для незрячих и слабовидящих пользователей публичных библиотек за пятилетку приобретено более 5 тысяч экземпляров озвученной, а также выполненной укрупненным шрифтом и шрифтом Брайля литературы. В зрительных залах кинотеатров организованы специальные киносеансы для инвалидов по слуху.
В Витебском отделении железной дороги имеются два пассажирских вагона, оборудованных для перевозки инвалидов-колясочников. По мере продажи билетов людям с ограниченными возможностями спецвагоны присоединяются к составам, следующим по нужному маршруту. Они находятся на Полоцком участке Белорусской железной дороги, так как чаще курсируют по сообщению Полоцк — Москва. Как рассказал заместитель начальника вагонного участка по Полоцкому узлу – начальник резерва проводников Сергей Климашевский, такой вагон оборудован подъемником для поднятия инвалида-колясочника с перрона в тамбур. В нем есть купе с широкими дверными проемами, речевым информатором, кнопкой вызова проводника, шрифтом Брайля, специально оборудованным санузлом.
В тесной связке
Как проектировщик или строитель могут создавать безбарьерную среду, не зная нюансов и предпочтений человека, которому она в первую очередь необходима?
Недавно комитет по труду, занятости и социальной защите облисполкома в режиме видеоконференции провел областной семинар по теме «Соблюдение строительных норм и правил при создании доступной среды в Витебской области». Его участниками стали представители Министерства труда и социальной защиты Беларуси, руководители структурных подразделений облисполкома, райгорисполкомов, курирующие работу по созданию доступной среды на социально значимых объектах, представители общественных объединений инвалидов, сотрудники Госстройэкспертизы по Витебской области.
В рамках семинара даны разъяснения по применению норм документа при создании доступной среды для всех категорий инвалидов и маломобильных групп населения при проектировании, проведении строительных и ремонтных работ. Также на диалоговой площадке руководители общественных объединений инвалидов высказывали свои предложения.
Председатель областной организаций ОО «БелТИЗ» Константин Ламчановский, например, предложил включать людей с ограниченными возможностями в процессы проектирования объектов безбарьерной среды. Ведь не исключены случаи, когда на автобусной остановке необходимая табличка для инвалида по зрению размещается не сразу при выходе из транспорта, а где-то в стороне. Соответственно, человек с ограничениями будет ее искать или просто не заметит. Или где-то не доложена тактильная плитка на тротуаре, что может сказаться на безопасности инвалида.
Председатель областной организации ОО «Белорусское общество глухих» Лидия Соколовская отметила, что было бы неплохо установить домофоны с лампочкой в подъездах, где проживает человек с инвалидностью по слуху.
Безбарьерная среда должна быть инклюзивная, уверен председатель Витебской городской организации ОО «Белорусское общество инвалидов» Эдуард Аветисян.
– Нужно разрабатывать универсальный дизайн по созданию безбарьерной среды, – уверен Эдуард Анатольевич. – Эффективная и успешная деятельность по созданию доступной среды – задача непростая, но благородная и благодарная. Доступная среда необходима не только инвалидам, она создается для всех маломобильных групп населения – людей с избыточным весом и временным ограничением здоровья, пожилых. Поэтому повсеместное ее внедрение – это элементарная забота о близких.
Эдуард Аветисян предлагает продумать создание навеса рядом или над кнопкой вызова персонала учреждения, как и размещать рядом с кнопкой информационный стенд со списком услуг, предоставляемых учреждением. Все поручни, которые устанавливаются в общественных санузлах для инвалидов, должны быть откидными. Например, если поручни около унитаза будут стационарные, инвалид-колясочник не сможет разместить коляску так, чтобы у него была возможность пересесть.
Неудобный пандус
Что касается пандусов, то они не должны никому мешать. Создание безбарьерной среды началось в нашей стране сравнительно недавно. Впервые этот термин был упомянут в белорусском законодательстве в конце 1991 года в законе «О социальной защите инвалидов». Переломным этапом можно назвать 2000-е годы, когда о необходимости создания среды, адаптированной для всех, открыто заговорили на разных уровнях и начали закреплять нормы законодательно. Однако не исключен в этом вопросе и определенный формализм.
Пандусы в подземных переходах – апогей некомфортной городской среды.
Если вам случалось катить велосипед или чемодан по пандусам в витебских подземных переходах, то наверняка особого удобства вы не почувствовали. Чаще всего возмущены родители маленьких детей, которые испытывают трудности, пытаясь транспортировать по неудобным конструкциям коляски. Скорее такие стандартизированные колясочные спуски предназначены для передвижения хозяйственных сумок-тележек, а не детских или инвалидных колясок.
Недавно самой пришлось наблюдать подобную картину. Коляску с ребенком маме пришлось поднять буквально вертикально и что есть силы толкать вперед. Благо на помощь пришли неравнодушные граждане.
Как рассказали в проектном институте Витебскгипрозем, все пандусы в подземных переходах сделаны согласно строительным нормам СН 3.02.12-2020 «Среда обитания для физически ослабленных лиц». И предназначены для маломобильных граждан, людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении. Так что же делать инвалидам-колясочникам или молодым мамам, которым не удается «покорить» такой пандус?
По словам Эдуарда Аветисяна, на пандусы в переходах инвалидам-колясочникам лучше не заезжать – себе дороже. Уж больно крутые! И спуститься вниз даже при помощи двоих сопровождающих он бы не согласился. Необходимо устанавливать подъемники. Конечно, это дело затратное, но долговечное.
Ломаем стереотипы
Люди с ограниченными возможностями сталкиваются с барьерами постоянно. Зачастую самыми труднопреодолимыми становятся общественные стереотипы. Наиболее распространенные негативные представления связаны с ограниченными возможностями людей, а не с их способностями. Ведь большинство – умные, талантливые, работоспособные люди, которые трудятся не менее эффективно, чем все остальные.
Да и сам человек, имеющий инвалидность, не должен замыкаться в себе. Существует множество спортивных секций, кружков, нередко проводятся мероприятия, где он сможет себя реализовать. Достаточно обратиться в отделение дневного пребывания для инвалидов ТЦСОНа своего района либо городскую организацию ОО «БелОИ» и т. д.
В ближайшую пятилетку в Витебской области запланировано оборудовать доступной средой более 300 социально значимых объектов, при плане 227, 107 объектовулично-дорожной сети и транспортной инфраструктуры, около 4315 кв. м тротуаров.
Фото Дмитрия ОСИПОВА.