Сталкивались ли вы с ситуацией, когда неожиданно треснула подошва у недавно приобретенной пары ботинок или покупка костюма через интернет-магазин принесла разочарование в качестве пошива? А может когда-то вместо брендовой вещи вам подсунули китайскую подделку… Хорошо, если продавец спешит заменить фейковый или бракованный товар. А что же делать в случае, когда вторая сторона не готова признавать вину? Об этом мы поговорили с заместителем начальника отдела строительно-технических, товароведческих и экономических экспертиз управления технических экспертиз управления Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь по Витебской области Андреем Ворохобко.
Глава 3 статья 20 пункт 11 Закона РБ о защите прав потребителей гласит, что при возникновении между потребителем и продавцом спора о наличии недостатков товара и причинах их возникновения продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет.
«Наиболее часто перед экспертами ставят вопросы по определению качества одежды, обуви, мебели, – рассказывает Андрей Ворохобко. – В этих случаях нам необходимо не только найти дефекты на изделии, но и установить причину их возникновения. Однако не всегда правда находится на стороне покупателя. Например, недавно к нам обратилась фирма, клиент которой принимал за царапины производственную рельефность поверхности дверей. Кроме того, мы сталкивались с тем, что после долгой эксплуатации покупатель намеренно создал дефект на товаре, чтобы выдать его за скрытый производственный брак и вернуть денежные средства. Как правило, от потребительского экстремизма страдают крупные торговые сети».
Если в результате проведенной экспертизы товара установлено, что недостатки товара отсутствуют или возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения, транспортировки товара, потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы.
- На все ли вопросы по качеству товара может ответить эксперт?
– К сожалению, не на все. Часто встречаются ситуации, особенно при изготовлении товаров по индивидуальному заказу, когда между покупателем и продавцом отношения строятся на доверительной основе, без составления договоров, а если и составляются, то в них указываются минимальные сведения о товаре. В таких ситуациях потребители зачастую неприятно удивлены качеством полученного им товара и, как следствие, пытаются отстоять свои права в суде.
- Насколько может быть полезно заключение эксперта при решении спора в суде?
– При принятии решения суд руководствуется доказательствами, среди которых и заключение эксперта. Высокий уровень доверия к заключениям экспертов Государственного комитета судебных экспертиз заключается в проведении доскональной работы и уголовной ответственности эксперта за дачу заведомо ложного заключения.
- В каких еще случаях может понадобиться помощь товароведческой экспертизы?
– В ходе бракоразводных процессов. Бывает, что бывшие супруги не могут договориться и бесконфликтно разделить совместно нажитое имущество. Суду в таких ситуациях необходимо иметь объективную оценку стоимости их собственности.
Возникает потребность в услугах эксперта-товароведа, когда заявители не согласны с определением размера вреда, причиненного их имуществу. Например, при залитии квартир.
По заявлениям юридических лиц чаще всего решаются вопросы определения размера вреда от некачественного хранения товара либо нарушения условий транспортировки.
В управления Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь по Витебской области в год проводится более 500 товароведческих экспертиз.
Кроме использования в своей работе луп, микроскопов, манекенов, измерительных приборов эксперт может прибегать к помощи других специалистов (биологов, геммологов, радиоэлектронщиков).
К слову, востребованность товароведческой экспертизы колоссальна не только со стороны граждан и юридических лиц, но и со стороны правоохранительных органов. Для принятия решений о возбуждении уголовных дел по фактам кражи им необходимо иметь сведения о стоимостном эквиваленте причиненного вреда.
Фото Александры Ходюковой.