В последнее время все чаще приходится сталкиваться с эвфемизмами – в переводе с греческого языка термин означает «благоречие». Их используют для смягчения некоторых слов и выражений с целью введения общественности в заблуждение и фальсификации действительности. Проект «Другими словами» рассказывает вам о фактах без эвфемизмов, просто другими словами.
Кто – в окно, кто – в двери
Необходимо ускорить присоединение стран Западных Балкан к Евросоюзу, это ключевой вопрос для Европы – интегрировать их экономически, геополитически и в области безопасности. Об этом заявил премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, выступая в Европарламенте, пишет ТАСС.
При этом венгерский политик подчеркнул важность вступления в Евросоюз Сербии, без которой невозможна стабилизация ситуации на Балканах.
Премьер-министр также обратил внимание на то, что несколько других кандидатов, давно мечтающих присоединиться к ЕС, выполнили требования сообщества для вступления, однако консенсуса по их принятию в Евросоюзе нет.
В настоящий момент девять стран имеют статус кандидата в ЕС: Албания (подала заявку в 2009 году), Босния и Герцеговина (2016), Грузия (2022), Молдавия (2022), Северная Македония (2004), Сербия (2009), Турция (подала заявление в 1987 году, но получила статус кандидата в 1999-м), Украина (2022) и Черногория (2008).
Заметим, что отдельные государства ждут евроинтеграции не один десяток лет. При этом складывается такое впечатление, что с годами они только отдаляются от своей заветной мечты. Например, Турция – самый «старый» кандидат. За 37 лет, которые ждет Стамбул, Евросоюз принял прибалтов, венгров, болгар. Почему же не турок? Экономика у мусульман хромает. Когда же дела здесь начали налаживаться, появились другие аргументы – только часть Турции находится в Европе или демократия в Турции не такая, как надо европейцам. А летом прошлого года официальный представитель внешнеполитической службы Евросоюза Петер Стано заявил, что Евросоюз не сможет принять Турцию в 2024 году, поскольку для процесса вступления в ЕС требуется время. Получается, что 37 лет им мало.
Неудивительно, что Турция решила влиться в огромную семью БРИКС – объединение, которое по отдельным аспектам выглядит даже более привлекательно, чем Евросоюз.
Помощник Президента России Юрий Ушаков, возглавляющий организационный комитет по подготовке к саммиту БРИКС (Казань, 22–24 октября) отметил, что страны БРИКС занимают свыше 30 % земной суши, обеспечивают более 40 % всей добычи нефти в мире и около четверти мирового экспорта товаров, в них проживает 45 % мирового населения. По прогнозам, к 2028 году ВВП государств БРИКС по паритету покупательной способности будет составлять 37 % от общемирового, в то время как «большая семерка» «просядет» до 27 %.
Судя по всему, в сторону БРИКС стала засматриваться и Сербия. И не без причин. Канцлер Германии Олаф Шольц на полях 10-го саммита Берлинского процесса заявил, что шесть западнобалканских государств (Сербия, Косово, Черногория, Босния и Герцеговина, Албания и Северная Македония) должны объединить усилия, чтобы приблизиться к вступлению в Евросоюз. Канцлер ФРГ подчеркнул, что этим странам не светит евроинтеграция поодиночке, информирует Euronews.com.
А министр иностранных дел ФРГ Анналена Бербок отлично выразила общий настрой Евросоюза: «Прошло более 20 лет с тех пор, как ЕС дал обещание странам Западных Балкан в Салониках: дверь в ЕС открыта для вас, если вы выполните условия. И сегодня мы вынуждены признать, что эти надежды не оправдались». Однако, по словам главы МИДа Германии, в настоящее время «окно возможностей» существует и открыл его Президент России Владимир Путин. Политик умолчала о том, что российский лидер открыл еще и двери в БРИКС.
«Сербия будет, безусловно, присутствовать в Казани, – сказал на днях вице-премьер Сербии и лидер «Движения социалистов» Александр Вулин. – Было бы безответственно, если бы мы не изучили все возможности, в том числе членство в БРИКС. Если БРИКС привлекательно для других стран, например для ОАЭ, Саудовской Аравии или Турции, то почему иначе должно быть в случае Сербии? Так что нет сомнений, что БРИКС стало реальной альтернативой ЕС».