С развитием цифровых технологий и переходом к электронным услугам административные процедуры в сфере государственной регистрации недвижимости стали более доступными и удобными для граждан. В Беларуси одним из ключевых инструментов для упрощения этих процессов является Единый портал электронных услуг (ЕПЭУ).
Как пользоваться белорусским сервисом, какие есть преимущества, корреспондент «ВВ» узнала у заместителя начальника управления «Регистр» РУП «Витебское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» Татьяны Макарян . Спойлер: для некоторых пользователей предусмотрена льгота 50 %.
– Единый портал электронных услуг – это онлайн-платформа, которая позволяет экономить время, избегать долгих очередей и бумажной волокиты. С 3 января 2024 года административные процедуры в электронном виде доступны в сфере госрегистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, представления сведений из регистра недвижимости и внесения исправлений в него, а также учета бесхозяйных объектов, – отметила Татьяна Макарян. – Сервис получил название «Е-Паслуга», пользоваться им можно как с компьютера, так и через одноименное мобильное приложение. В Витебской области через ЕПЭУ подано более 30 заявлений, основные клиенты – это юридические лица. Однако многие просто не знают о том, что можно авторизоваться на портале и дальше пользоваться услугами из дома или офиса.
Освоить единый портал электронных услуг несложно. Если с первого раза подать заявление не получается, можно обратиться за консультацией к регистраторам Витебского агентства, его филиалов и бюро, которые покажут и расскажут, какой необходимо собрать пакет документов, как выбрать нужное регистрационное действие для подачи заявления.
– Пользователями «Е-Паслуга» могут стать физические, юридические лица и индивидуальные предприниматели – резиденты Республики Беларусь. У иностранных граждан и лиц без гражданства обязательно должно быть разрешение на постоянное проживание в нашей стране, – добавила Татьяна Макарян. – Также сервисом могут воспользоваться юрлица и ИП, которые не являются резидентами, но имеют представителей – резидентов Беларуси. Четвертая группа – это авторизованные посредники и нотариусы.
Полный перечень административных процедур, в отношении которых можно подать заявление в электронной форме, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 322 от 26.04.2024. Также есть услуги, которые требуют личного присутствия человека, соответственно, их нельзя совершить онлайн. В частности, удостоверение сделки.
Как «отпереть» кабинет
У всех белорусов есть личный электронный кабинет, который создается на основании персональных данных из регистра населения. Он находится в спящем режиме, пока человек в него не зайдет.
– Доступ к большинству электронных услуг требует строгой идентификации пользователя, которая возможна при наличии электронной цифровой подписи или биометрических документов, удостоверяющих личность (для белорусских граждан – ІD-карта). Чтобы авторизоваться на «Е-Паслуга», юрлица, как правило, используют ключ электронной цифровой подписи – визуально он выглядит как флешка, – отметила специалист. – Для граждан самым удобным способом будет использование биометрических документов. Но здесь есть нюанс: для активации личного кабинета на компьютере с помощью ІD-карт потребуется дополнительно приобрести считыватель. Чтобы упростить процедуру, удобнее будет скачать мобильную версию «Е-Паслуга».
Для использования мобильного приложения необходим смартфон с функцией NFC, которая и будет работать вместо считывателя, и ІD-карта.
- Сначала в приложении вводится PIN 1.
- Потом необходимо приложить ІD-карту к задней панели смартфона.
- После ввести PIN 2 и зарегистрировать свой личный кабинет на «Е-Паслуга».
Пользователь, активировавший ранее личный кабинет на стационарном компьютере, автоматически авторизуется в нем и на «Е-Паслуга».
Как подать заявление
К примеру, человеку необходимо заказать выписку из регистрационной книги. После авторизации в личном кабинете пользователь видит список доступных административных процедур, выбирает необходимую услугу, заполняет заявление, прикрепляет документы, подписывает их электронной цифровой подписью и направляет в уполномоченный орган.
– Поступление заявок мы отслеживаем каждый день. При этом человеку не нужно решать, в какой филиал или бюро направить заявление. Достаточно выбрать Витебское агентство, а дальше мы сами определяем уполномоченное лицо для исполнения заявки. С результатом административной процедуры пользователь может ознакомиться в личном кабинете, – отметила Татьяна Макарян.
Сроки осуществления процедур не меняются и зависят от вида заявления. Например, для государственной регистрации – стандартные пять рабочих дней, для срочного и ускоренного рассмотрения – соответственно один и два рабочих дня. При запросе документов и (или) сведений из других государственных органов, иных организаций сроки выполнения административных процедур увеличиваются до месяца.
Также есть очень мотивирующий бонус, благодаря которому однозначно стоит попробовать освоить ЕПЭУ. Для заявителей, которые подают заявление через «Е-Паслуга», предусмотрена льгота 50 % по оплате государственной пошлины за выдачу (оформление) документов, удостоверяющих право пользования, право аренды, право собственности на земельный участок.
– В первую очередь освоить ЕПЭУ рекомендуется крупным организациям, которые обращаются в Витебское агентство на постоянной основе, это позволит сократить бумажный документооборот, – подчеркнула Татьяна Макарян.
Важно
- Распространяется мобильная версия «Е-Паслуга» бесплатно.
- Строгая авторизация обеспечивает защиту персональных данных.
- В личном кабинете можно использовать сервисы документооборота и электронный кошелек.
- Скачать «Е-Паслуга» можно в Google Play, Huawei AppGallery, Android RuStore.
Фото из архива "ВВ" и открытых источников.