В Витебской области пятеро практикующих специалистов по баллистике. Это в прямом смысле штучная профессия, освоить которую стремятся немногие. В числе тех, кто посвятил баллистике всю жизнь, эксперт управления ГКСЭ по Витебской области Евгений Киселёв. После окончания Академии МВД он два года проработал по распределению в РОВД Дубровно, в 2013-м начал писать свою профессиональную биографию в Госкомитете судебных экспертиз.
– В криминалистической экспертизе не так много направлений, но я изначально выбрал баллистику, так как она находится на стыке юриспруденции и техники, а эти сферы мне наиболее близки, – отметил судебный эксперт.– Необходимо знать общие принципы конструирования оружия и материальную часть наиболее распространенных экземпляров, понимать принцип работы оружия. В этом случае, проанализировав обстановку на месте происшествия, улики, можно с высокой долей вероятности судить о том, как разворачивались события в момент выстрела, просчитать его направление, дистанцию, установить иные обстоятельства.
Львиную долю работы занимает оформление результатов экспертиз (юридическая составляющая профессии), но это вполне оправдано: на баллисте лежит большая ответственность, ведь за ошибку подозреваемый может расплатиться своей свободой.
Большую часть оружия, которое приходится исследовать баллистам, составляет оружие, использовавшееся в годы Великой Отечественной войны: патроны, винтовки, пистолеты, пулеметы. В основном все это извлечено из земли и непригодно для стрельбы, однако попадаются и вполне боевые экземпляры, которые предприимчивые черные копатели реставрируют, в том числе и с целью последующей продажи.
Также судебные эксперты-баллисты помогают с «узакониванием» деактивированного оружия. Необходимость в данной процедуре у граждан возникает, например, в случае, если человек коллекционирует оружие либо планирует использовать после деактивации пистолет, винтовку и другое как реквизит в военно-исторических реконструкциях. По результатам баллистического исследования на руки заявителю выдается заключение экспертизы о том, что предмет не является огнестрельным оружием.
Помимо оружия и боеприпасов зачастую баллисты работают с одеждой со следами огнестрельных повреждений. Бывают случаи, когда на охоте из-за неосторожности или нелепого стечения обстоятельств погибает охотник. Такие происшествия, как и суициды, где фигурировало оружие, в зоне внимания Евгения Киселёва.
– Экспертиза чем сложнее, тем интереснее. Оружие, которое мы исследуем, в основном советского производства и времен войны, к примеру винтовки Мосина или немецкие маузеры. Хотя на самом деле моделей оружия тысячи, интересно было бы поработать с редкими видами огнестрельного оружия, – признался собеседник.
Для качественного и оперативного проведения судебных баллистических экспертиз в управлении ГКСЭ по Витебской области оборудована уникальная баллистическая лаборатория, которой на сегодняшний день нет равных в республике. Лаборатория включает комнату хранения и комнату отстрела, которая оборудована системой видеонаблюдения, шумо- и звукоизоляцией, а также устройством для дистанционного отстрела, наличие которого сводит к минимуму риск травмирования эксперта в случае выстрела.
Фото предоставлено управлением ГКСЭ по Витебской области