Корреспондент «ВВ» приняла участие в тактико-специальных учениях (ТСУ) «Военкор-2024» и за 5 дней прошла испытания, которые выпадают на долю молодых бойцов примерно за месяц.
Прежде чем отправиться на учения, я изучила материалы коллег, принимавших участие в прошлых «Военкорах». Тогда журналисты учились работать в зоне вооруженного конфликта на базе полигона в Лосвидо, расположенного в Городокском районе. В этом году Минобороны решило сменить локацию учений, поэтому наши тренировки проходили в одной из воинских частей сил специальных операций под Минском. Честно говоря, информационная подготовка мне ничем не помогла, ведь тексты, фото - и видеорепортажи в полной мере не отражают те физические и психологические испытания, которые пришлось пережить. Но обо всем по порядку.
Навстречу неизвестности
Первый день учений для меня и моего коллеги из Витебска (Сергей, привет!) начался в 3.30, когда мы сели в маршрутку и направились в столицу. В Минске познакомились с другими журналистами из разных уголков Беларуси. Всего осваивать специальность военкора прибыло 25 человек.
На место обучения мы прилетели на двух военно-транспортных вертолетах Ми-8МТВ-5. Во время полета все прилипли к иллюминаторам, ведь вид сверху открывался потрясающий. А пилоты даже разрешили побывать у них в кабине, где мы пофотографировались. Эмоций было море.
Как только вертолеты приземлились, нас радушно встретили автоматные очереди и люди в камуфляже. По их команде, сквозь дым, мы бегом направились в палаточный лагерь. Здесь выдали форму, каски, бронежилеты и иголку с нитками, чтобы мы пришили надпись PRESS на военную экипировку. После урока вышивания нас распределили на три команды, у каждой из которых был свой инструктор. Дальше – обед. К слову, кормили очень вкусно и разнообразно на протяжении всего времени.
В первый день состоялось и официальное открытие учений, где начальник главного управления идеологической работы Министерства обороны генерал-майор Леонид Касинский рассказал о традициях ТСУ и планах на предстоящие четыре дня.
Организаторы постарались сделать так, чтобы мы хоть и интенсивно, но постепенно входили в режим армейской жизни и нарабатывали навыки, как действовать в зоне вооруженного конфликта. Поэтому в первый день самым сложным для меня было пережить 30-градусную жару в обмундировании и отработать один из элементов прыжка с парашютом на воздушно-десантном комплексе. Остальное было скорее отдыхом и интересным времяпрепровождением: мы посетили музей воинской части, узнали ее историю и героев, ознакомились с образцами стрелкового оружия, инженерными боеприпасами, средствами связи, экипировкой и военной техникой. Закончился день концертом, который для нас подготовили военнослужащие, разговорами у костра и предвкушением неизвестности.
Физическая активность — высокая
Следующие несколько дней мы поднимались в 6 утра и начинали свой день с зарядки и пробежки. Такое пробуждение очень бодрило, хоть и было непривычным для многих из нас.
Программа занятий была составлена по принципу от теории к практике. Во второй день обучения заместитель начальника главного управления идеологической работы Министерства обороны полковник Алексей Тицкий рассказал нам об особенностях работы военкоров в зоне вооруженного конфликта, а корреспондент газеты «СБ. Беларусь сегодня» Людмила Гладкая поделилась опытом работы в зоне боевых действий. К слову, журналист также была участницей ТСУ «Военкор» прошлых лет.
В этот же день мы узнали, как работают ударные беспилотные аппараты; под руководством инструктора учились различать мины, находить ловушки, следуя гуськом друг за другом. Муляжи реально взрывались, если мы случайно наступали на них или затрагивали нити.
Самой сложной и полезной частью обучения стала медподготовка. Она была совсем не такой, как в школе, где мы отрабатывали навыки на манекенах. Здесь мы учились оказывать первую медпомощь себе и ребятам из команды в условиях вооруженного конфликта. На протяжении часа мы ползали по полю в бронежилетах и касках, прикрывались от условных пуль, накладывали жгуты на себя, а также на ноги и руки соседа, учились правильно выносить пострадавших с поля боя. Кстати, эти навыки мы отрабатывали по несколько раз в день, так как «ранить» кого-то из нас могли в любой момент. Например, по пути на следующую локацию обучения или когда мы расслабленные шли в палаточный лагерь. Стоит отметить, что такой подход действительно научил нас быстро реагировать, и к концу военно-полевой жизни мы научились оказывать помощь за несколько секунд.
Но это было вначале, а пока нас ожидало еще много испытаний: прикладной рукопашный бой, где на практике отрабатывали основы самообороны, учились передавать сообщения по радиосвязи и изучали, как вести себя в плену.
В конце всех тренировок инструктор сообщил нашей команде, что мы прошли 19 км за день, чему мы очень удивились. Такая физическая активность была все дни.
Понижаем силуэт
Последние два дня стали настоящим испытанием на выносливость. Мы учились работать в команде, прикрывать друг друга от противника, выстраивая линию обороны, выполняли упражнения огневой подготовки: стреляли из АК-74, метали учебно-имитационные гранаты. Нас тренировали укрываться от дронов, различать их и виды артиллерийской техники, которую используют сегодня в зонах вооруженного конфликта. Одно из важных правил – «понижать силуэт». Как только был замечен противник или услышан звук беспилотника, мы ложились на землю, искали укрытие или прижимались к деревьям, чтобы слиться с природой и стать незаметными.
Одно из самых захватывающих событий – преодоление психологической полосы препятствий. Под звуки пулеметных очередей и взрывов, в дымовой завесе мы ползли под колючей проволокой, прыгали по кочкам, пробегали в противогазах «дымокамеру» и преодолевали другие препятствия, демонстрируя выносливость и ловкость.
А еще мы освоили основы военной топографии – научились различным способам ориентирования на местности, что пригодилось в последний день учений, когда мы сообщали координаты нашего местоположения, чтобы нас эвакуировали из леса.
Круговая оборона
Предпоследний день учений начался более привычно, ведь поступила задача подготовить репортаж. Нас разделили на 5 групп и отправили освещать разные события, связанные с деятельностью войск в условиях боевых действий. Моя группа наблюдала за тем, как освобождали заложника. Видеосъемка получилась очень насыщенной, а я впервые попробовала себя в роли видеооператора.
После привычной работы нас ждал совсем непривычный марш. Надев на себя бронежилет, каску, нагрузив рюкзаки сухими пайками, одеждой и прикрепив к нему спальник и другие атрибуты, необходимые для ночевки, мы отправились в лес. Маршрут составил 7 км, по которому не просто двигались, а выполняли множество «вводных» заданий: прятались от дронов, укрывались от противника и минных ловушек, пытались уйти от облавы.
Нужно сказать, что идти и бегать в полной экипировке и с рюкзаком весом примерно 10 кг было непросто. Добравшись до места ночевки, мы еще долго анализировали наши действия, разбирая ошибки и маленькие победы, а еще готовились к ночлегу: парни рубили дрова и разжигали костер, а девчонки готовили место для сна.
Этот вечер, проведенный у костра, с едой, источающей запах дыма, был одним из самых запоминающихся и теплых. Мы понимали, что стали настоящей командой, и уже скучали друг по другу, хотя еще не прощались.
Утром нас разбудили взрывы. Выбежав из дневки, мы заняли круговую оборону. К счастью, условный противник до нас не добрался. Мы позавтракали и снова отправились в путь, напряженно прислушиваясь и осматриваясь по сторонам. В очередной раз спасали и несли раненого до места эвакуации. Так и закончилась первая часть нашего последнего дня обучения.
«С каждым готов пойти в разведку»
Такую фразу сказал журналистам Леонид Касинский во время торжественной церемонии закрытия ТСУ «Военкор-2024». Он также отметил, что не часто говорит людям такие слова. Участники учений прошли все испытания на отлично, и все цели тактико-специальных учений достигнуты в полном объеме.
– Все журналисты – профессионалы своего дела, поэтому перед нами стояла задача не учить их писать, а дать возможность окунуться в ту непростую жизнь, которую ведет военнослужащий, – сказал Леонид Касинский. – Была создана очень сложная обстановка, и, по сути, за неделю каждый военкор получил и психологическую, и физическую нагрузку, равносильную той, которую военнослужащий первого периода службы проходит за месяц.
Каждому участнику учений были вручены сертификаты о прохождении курса экстремальной журналистики и сувениры от Министерства обороны. После завершения торжественной части состоялась встреча участников и организаторов «Военкора-2024», на которой мы поделились своими впечатлениями, обсудили важность проведения подобных учений, ведь, несмотря на то, что наша страна – мирная и не планирует вступать в войны, мы должны быть готовыми ко всему.
Трудно было сдержать слезы, прощаясь с командой и инструкторами. Благодаря тренировкам мы поняли, что сильнее, чем кажемся. «Военкор-2024» точно изменил нас, мы стали другими, более выносливыми и ко многому готовыми. Также, примерив на себя роль военнослужащих сил специальных операций, мы больше стали понимать сложность их службы. Пока мы тихонько спим по ночам, они выполняют тяжелую, но очень почетную миссию – защищают Родину.
Фото из архива автора и Издательского дома «Беларусь сегодня».