Ломать не строить — так обычно говорят, подразумевая, что разрушить здание намного проще, чем его возвести. Но всегда ли это верно? Как быть, если сооружение большое и при попытке его снести люди могут погибнуть под обвалом? Или если, казалось бы, надежная техника раз за разом ломается, будучи не в состоянии справиться с крепко сложенным когда-то фундаментом? Конечно, отчаиваться и опускать руки не стоит. Ведь, как сказал один из героев в известном фильме «Формула любви», «ежели один человек построил, другой завсегда разобрать может». Нелегкую задачу способны быстро решить взрывотехники.
Они оказывают помощь предприятиям и организациям любого района придвинского края. Хотя базируется взрывотехническая служба областного управления МЧС в Витебске, но при поступлении заявки специалисты оперативно выезжают даже в самый дальний регион. Они имеют необходимые средства и лицензии для проведения работ по разрушению зданий, дроблению фундаментов и подрыву льда. Сегодня служба состоит из семи человек: начальника, инженера и пяти взрывотехников. Самой напряженной порой для них, если погодные условия остаются в рамках климатической нормы, оказывается апрель.
— Тогда целый месяц сидим на реках, взрываем лед, чтобы мосты не снесло, — говорит начальник службы Александр Яковлев. — Правда, в прошлом году воды было мало и во время половодья наше вмешательство не понадобились. Нынешней весной, похоже, будет так же.
Кстати, каких-то особых навороченных костюмов и технических приспособлений, призванных сделать эту работу более безопасной, у подразделения нет. Лучшей защитой, с улыбкой замечает Александр Васильевич, является собственная голова: чтобы не было неожиданностей, важно все правильно рассчитать.
Количество взрывчатки зависит от плотности бетона, площади и высоты сооружения, а также от того, что заказчик хочет в итоге получить: например, раздробить фундамент лишь на три части или же в щебень. Поэтому если речь идет о разрушении постройки, то начинать надо с замеров, подготовки проекта проведения работ и согласования его с рядом служб — газовщиками, энергетиками и т. д. На это уходит около двух недель. И только затем наступает «день Х», когда специалисты получают взрывчатку и выезжают на место.
— Но окончательные коррективы вносятся уже непосредственно на объекте. Расчет расчетом, а в реальности там, где по плану должен быть шурф, может оказаться, к примеру, арматура. И тогда сеть приходится логически менять, один заряд пропустить, другой усилить. То есть нужно уметь подойти к делу творчески, — поясняет инженер-взрывотехник Олег Серболин. — И если все как следует продумать, работа со взрывчаткой будет вполне безопасной.
Этому способствуют и систематические занятия — теоретические и практические. На них, конечно, здания не разрушают. Но подразделение отрабатывает то, что предшествует направленному взрыву: расчеты, закладку взрывчатки, вязку магистральной линии. Анализируются допущенные ошибки, повторяется техника безопасности.
А дополняется все личными качествами тех, кто выбрал столь непростую профессию.
— В МЧС вообще набирают таких людей, которые способны сохранять спокойствие и уверенность в любой критической ситуации. А в нашем деле особенно важно не паниковать и действовать четко, — подчеркивает Александр Васильевич.
За время своего существования взрывотехническая служба произвела на Витебщине около десятка подрывов ледяных заторов и зажоров в весенний период, также с ее помощью было демонтировано более 60 различных аварийных зданий, старых водонапорных башен, дымовых труб, железобетонных конструкций, фундаментов.
Помимо этого, в списке достижений подразделения — призовые места на профессиональных состязаниях, которые в нашей стране стали проводиться не так давно. В декабре 2015 года на II Республиканском конкурсе взрывотехнических служб МЧС Республики Беларусь командир отделения Василий Смунёв стал первым в номинации «Лучший взрывник». Также витебские спасатели заняли второе общекомандное место, подтвердив, что способны в кратчайшее время успешно справиться с любой стоящей перед ними задачей.