Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Социум

Гончарное дело — модный тренд, или Как делают сувениры из глины в Новолукомле

Невозможно представить, сколько глины перемешала в своих руках за более 30-летний стаж работы в мастерской Завода керамзитового гравия г. Новолукомля Елена Рыжанкова.

Моя героиня работает гончаром хозяйственного отдела предприятия. Является активным членом народного клуба мастеров народных художественных ремесел «Мастер» Чашникского Дома ремесел. Ее работы не раз участвовали в районных, областных и республиканских выставках, ярмарках, фестивалях. Сегодня нет такой объемной формы, которую женщина не смогла бы сделать из глины на гончарном круге. Сувениры, копилки, декоративные напольные вазы удивляют оригинальностью дизайна, а панно впечатляют глубоким смыслом и воображением.

Творчество взяло верх

В мастерскую Елена попала случайно. Ведь по образованию она – сборщик радиоэлектронной аппаратуры.

В 1989 году знакомый, который знал о творческих способностях Елены, посоветовал ей попробовать себя в гончарном деле. На то время на заводе уже была мастерская, которую основал директор Гурам Лазарашвили.

С испытательным заданием, где нужно было за трое суток научиться вытягивать на гончарном круге 30-сантиметровый цилиндр, Елена с успехом справилась уже на второй день.

– Когда пришла первый раз в мастерскую, – вспоминает собеседница, – поняла, что это работа всей моей жизни.

Опытные коллеги, которые в то время трудились в мастерской, научили ее технике точения изделий на гончарном круге.

Глина – распространенный материал, которым щедро одарила человечество природа. И люди издавна использовали ее. Поначалу пытались вылепить самые необходимые предметы – посуду для приготовления пищи, чашки, тарелки. А после того, как был изобретен гончарный круг и открыты способы обжига, бесформенный кусок глины в руках профессиональных мастеров начал превращаться в изысканные изделия. Это мы наблюдали во время мастер-класса, который провела для нас Елена Рыжанкова.

– Берется подготовленная глина, перемешанная, мягкая, без воздуха. Главное – отцентровать ее на гончарном круге, – за своим рабочим местом рассказывает мастер.

Глина переминается в однородную массу. На гончарном круге Елена делает форму, получился небольшой кувшин. После – естественная сушка. Когда изделие высохло, оно подвергается утильному обжигу. Высыхает, после чего декорируется.

По словам Елены Рыжанковой, чем больше работаешь с глиной, тем быстрее раскрываются способности.

– Порой сама не ожидаю, что смогу сделать сложную вещь, – говорит гончар.– Главная привилегия для меня – полная творческая свобода. Я раскрыла в себе те таланты, о которых даже не подозревала.

В ход идут и пыль, и глина

Материал Елена использует привозной, специально очищенный от всяких примесей, которые при обжиге начинают проявляться, и получается много брака. Кроме того, в работе использует не только глину, но и керамзитовую пыль, дерево, стекло и даже молоко с кефиром.

По словам героини, делать изделие большой формы – тяжело: у гончара руки должны быть крепкие. Помогает женщине держать себя в тонусе участие в общественной жизни предприятия, района, отраслевых республиканских мероприятиях. Елена любит ездить на лыжах, играть в настольный теннис, волейбол, дартс, стрелять из винтовки и др.

Недавно к юбилею предприятия мастер изготовила огромного глиняного строителя, ставшего брендом завода.

– Люблю тонкие сложные работы, они смотрятся очень эффектно, – говорит Елена. – В каждую вкладываю душу. Если не нравится, я поломаю, но сделаю по-другому, лучше.

Традиционную белорусскую посуду Елена изготавливает с использованием молока и кефира. Жбанки, горшки, кувшины и кружки гончар вымачивает в молоке или обрабатывает из краскопульта жирным кефиром. После этого подвергает повторному обжигу. Этот процесс, который использовали еще наши предки, Елена называет молочным обжигом (молочение). Потом натирает смесью из подсолнечного масла и воска. Микропоры заполняются, изделия получаются крепкими и более экологичными. А еще они приобретают натуральный цвет – желто-черный при использовании молока и темно-шоколадный после обработки кефиром.

Рассказала Елена и про процессы обварной керамики и чернения (дымления).

– Беру все из головы, – говорит мастер. – Делаю эксклюзивно, это же не штамповка, не литье – ручная работа.

И правда, точных копий ее изделий нет. Все они находятся на складе готовой продукции завода. Так как мастер работает одна, большие объемы не делает. А еще ей доставляют удовольствие люди, которые приезжают и восхищаются ее работами, покупают их. Ведь на каждом изделии – особый отпечаток аутентичности, идущий из глубины веков, любви мастера к своему делу. А в декоре – ярко выраженный национальный колорит, подчеркивающий народные традиции. 

Название города Чашники связывают и с развитием в нем гончарного дела. Мастера изготавливали керамические изделия — чаши, что, по одной из версий, и дало название поселению.

Фото Дмитрия ОСИПОВА.


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Главные новости Витебска и Витебской области. Все права защищены.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ