Баня — это не просто гигиенические процедуры, это целый ритуал очищения и омоложения. А потому неудивительно, что витебские бани, а их семь в городе и по одной в поселках Руба и Верховье, всегда пользуются спросом.
На балансе Витебскводоканала сегодня четыре общественные бани, две из них топятся дровами. Потребность в подобных объектах обуславливается не отсутствием возможности помыться в другом месте, а социальным стандартом. Тем не менее посещаемость этих заведений составляет более 150 000 человек в год. Люди идут сюда с удовольствием — расслабиться после рабочего дня, отдохнуть душой и телом. Особо жаркий период приходится на зиму, а летом большинство посетителей уезжает в отпуска, и народу, естественно, меньше. К тому же сказывается плановое отключение теплоисточников, однако в это время у банщиков есть время провести текущий ремонт.
О своем обширном хозяйстве начальник банно-оздоровительной службы водоканала Николай Зубренков может говорить часами. Как коренной горожанин еще в детские годы успел посетить все бани Витебска. Одна из таких, кстати, находилась на площади Победы. Но теперь к пару Николай Алексеевич подходит в основном с технической стороны.
— Самая известная наша баня — №7, что в районе улицы Лазо. Когда водоканал принимал ее в ведомство, сразу сделали неплохой ремонт: выполнили внутреннюю отделку, облицевали мужское и женское отделения, открыли буфет. Она дровяная, за что и ценится у любителей пара. Но с экономической точки зрения это наша головная боль. Вторая такая баня находится на улице Зеньковой, или, как говорят в народе, на Комсомольской. За год обе сжигают 400 кубов дров. Кроме того, их нужно купить, доставить, распилить, а еще натопить печи так, чтобы пара хватило на весь день. К тому же при сгорании дров выделяются вредные вещества, что отрицательно влияет на экологию. Во времена, когда строилась баня, вокруг была низкая застройка, а когда появились пятиэтажки, на это обратили внимание. Насколько возможно, мы удлинили трубу. Но о переходе на электропечи пока речь не идет, не хотим обидеть тех людей, которые предпочитают дровяные бани, — поясняет Николай Алексеевич.
Сейчас, после двухнедельной остановки, седьмая баня принимает посетителей в обновленном виде. Покрашены трубы, побелены стены и потолки, а самое главное – переложена печь. Эти работы проводятся ежегодно, потому что в таком специфическом помещении от различных факторов страдает все. Например, та же печь и камень попросту выгорают, гниет, почти преет древесина в парной, аналогично — двери и окна. Все это требует внимания и денежных вложений. Как результат — чисто, аккуратно, а потому и люди идут. Несмотря на отсутствие сауны, а в остальных банях она есть, в среднем бывает до 210 человек. Если считать, что за день в бане, работающей 12 часов, проходит 6 сеансов — на помывку одного посетителя отводится 2 часа, а вместительность бани 20 человек, то «семерка» по посещаемости близка к 100%. Как правило, в парную всегда очередь, но штатные банщики ведут учет: подгоняют тех, кто задерживается.
Как отметил Николай Зубренков, в последнее время назрел вопрос о замене ящиков и шкафов в раздевалках. После приемки на баланс бань водоканал поменял их, но теперь дерево потеряло свой эстетический вид, особенно в мужских отделениях. В первую нужно заменить около 60 шкафов. Предприятие рассматривает разные предложения и копит деньги.
Второй по популярности является баня №1 (на улице Зеньковой), которая также топится дровами, но в отличие от № 7 не может похвастаться добротной внутренней отделкой. Кое-что, конечно, обновлено — насколько позволяли средства, работает парикмахерская, но в целом обстановка внутри красноречиво свидетельствует о долгой жизни бани. Так, стены до сих пор украшают состаренные временем деревянные панно — настоящий винтаж. Следует отметить, что, когда проводился капитальный ремонт, то есть более 20 лет назад, были совершенно другие материалы. Например, на втором этаже плитка на стенах посажена на раствор, а потому периодически отваливается и разбивается на мелкие кусочки. На ремонт пока нет средств, а подобрать аналогичную по размеру и виду невозможно, поэтому мастера, используя современную клеящую основу, словно мозаику, возвращают материал на стену. Эти и другие декорации в буквальном смысле слова прославили баню. Именно в ней снимался эпизод фильма российского режиссера Александра Митты "Шагал-Малевич": на кадрах видно, что заведение обустроено в духе того времени.
Бани под №№3 и 5 находятся на улице Гагарина и в районе Марковщины соответственно. Там установлены электрические печи —та же финская сауна на сухом пару. Как правило, в таких условиях пользоваться веником запрещено, так как попадание воды может вывести оборудование из строя. Но по совету минских коллег банно-оздоровительная служба предприняла ряд мер, которые позволили людям париться, не лишая себя удовольствия.
Поскольку баня №5 изрядно обветшала, предприятие готовит техническую документацию на проведение ремонта. Но работы будут вести без остановки объекта, так, чтобы не стеснять посетителей и не лишать их возможности попариться.
Все бани водоканала работают четыре дня в неделю, но в первой и пятой существует такое понятие, как социальные дни. В последний рабочий день, понедельник, там можно помыться за половину стоимости билета, правда, без захода в парилку. Этой возможностью пользуются пенсионеры и те, у кого понедельник выходной.
Все перечисленные бани относятся ко 2-му разряду в соответствии с внутренней и внешней отделками. Перейти в более высокую категорию можно, поменяв интерьер. В общем отделении должны быть бассейн, элитная облицовка, мраморные скамьи и прочее — как в Сандунах. Стремление к лучшему есть. В настоящее время водоканал выступает заказчиком строительства банно-оздоровительного комплекса на перекрестке улиц Воинов-интернационалистов и Чкалова. Двухэтажный объект обещает быть эффектным и многофункциональным, с современной внешней отделкой металлизированным стеклом. На первом уровне разместятся общие бани и парилки, кафе и сауны, на втором — зал фитнеса и тренажерный, а также игровой спортзал. К услугам желающих предоставят широкий диапазон водно-оздоровительных процедур. Сейчас ведутся строительно-монтажные работы, скорость выполнения которых тормозит не ритмичное финансирование. К сожалению, пока о введении в строй комплекса говорить рано, но подвижки есть.
Однако назвать банное дело прибыльным нельзя. За четыре месяца текущего года убыток действующих объектов банно-оздоровительной службы водоканала составил 1,565 млрд рублей. В 2014 — около 5 млрд за год. Часть средств помогает погасить городской бюджет, но основная финансовая нагрузка ложится на Витебскводоканал. Аналогичная ситуация складывается и на предприятии котельных и тепловых сетей, которое заведует остальными банями. Дело в том, что данные услуги являются непрофильными для предприятий, а значит, на них не выделяется необходимый объем бюджетных средств. Раньше бани относились к отдельной службе, имеющей свой источник финансирования, однако со временем там также появился убыток, и бани передали на баланс теплосетей и водоканала. Четыре объекта последнего несут серьезную социальную нагрузку, а потому немалая часть заработанных предприятием средств уходит на покрытие убытка. Учитывая рост тарифов на электроэнергию и воду, сейчас сократить издержки не удается. А потому вынужденной мерой стало недавнее повышение цены за услуги бань: с 20 тысяч рублей она выросла до 35 тысяч. Однако мало кто знает, что в реальности себестоимость одного билета составляет почти в два раза больше и опять же дотируется.
Так что идите в баню, господа!
Фото Татьяны СЕРЕБРЯКОВОЙ.