Наверное, нет ничего хуже ситуации, когда болеют близкие люди. Горе усугубляется, когда больному человеку, например, недавно перенесшему инсульт, нужна постоянная помощь, а мы не можем быть рядом. Работа, дети — обязательств хватает у каждого. Значительно облегчить уход за больными и пожилыми людьми может сиделка. Куда обратиться, если понадобятся такие услуги? Сколько это будет стоить?
Поднимая эту тему в газете «Народнае слова» несколько лет назад, я отметила, что проблема действительно существует. На то время услугу сиделки предоставляли территориальные центры социального обслуживания населения, а труд сиделок оплачивался из внебюджетных средств, то есть прибыли, получаемой от оказания платных услуг населению. Рядовым гражданам было дорого нанимать сиделку через территориальный центр — это стоило от 3230 до 4270 рублей за час. То есть при условии восьмичасового рабочего дня с вычетом выходных в месяц семья должна была заплатить сиделке от 594 до 785 тысяч рублей. На апрель 2010 года — неподъемная сумма для людей со средним достатком. Несколько ниже — 1310 рублей за час (чуть больше 300 тысяч в месяц) — были расценки для одиноких граждан, временно утративших трудоспособность, и для тех, за кем родственники не могут ухаживать по уважительным причинам.
Изменилось ли что-нибудь спустя три года, мы поинтересовались у начальника управления социальной поддержки населения и стационарных учреждений управления по труду, занятости и социальной защите Витебского облисполкома Веры Астапенко.
— Действительно, изменилось многое и, нужно сказать, в лучшую сторону, — считает Вера Николаевна. — Существует Постановление Совета Министров Беларуси №1218 от 27 декабря 2012 года «О некоторых вопросах оказания социальных услуг», в котором представлен перечень бесплатных и общедоступных социальных услуг государственных учреждений социального обслуживания с нормами и нормативами обеспеченности граждан этими услугами. В п. 26 указанного перечня к категории социально-посреднических отнесены услуги сиделки для граждан, полностью утративших способность к самообслуживанию и передвижению, в дневное время по рабочим дням от 10 до 40 часов в неделю.
На условиях частичной оплаты услуги сиделки оказываются территориальными центрами малообеспеченным одиноким нетрудоспособным гражданам, утратившим способность к самообслуживанию и передвижению. К категории малообеспеченных относятся граждане, имеющие среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (на сентябрь 2013 года — 1026290 руб.).
Размер частичной оплаты составляет:
— для нетрудоспособного гражданина — 60% тарифа на социальные услуги;
— для нетрудоспособной семьи – 50% тарифа на социальные услуги для каждого члена семьи.
Для нетрудоспособных граждан, не относящихся к малообеспеченным одиноким, оплата полная.
Величина этого тарифа утверждена решением Витебского облисполкома №774 от 11 декабря 2012 года и составляет 1990 рублей. Цены на сегодняшний день, считаю, вполне приемлемые. Тем более если учесть, что это не люди с улицы. Ведь перед тем, как приступить к своим обязанностям, будущие сиделки проходят обучение по установленной программе, которой предусмотрено, например, знание правил ухода за лицами с ограниченными возможностями, основ асептики и антисептики, приемов оказания первой медицинской помощи, санитарно-гигиенических требований по уходу в домашних условиях и так далее.
Везде можно встретить объявления типа «Нужна сиделка» и «Ищу работу сиделки». Позвонив по указанным номерам, я убедилась, что расценки абсолютно разные — кто-то хочет 1 млн в месяц за 2-3 посещения больного в день, кто-то — 1 доллар в час, многие – 100 тысяч в день. На вопрос, нашлась ли сиделка в конце концов, одна моя собеседница ответила отрицательно. «Не всякого человека сможешь оставить в собственной квартире на целый день. Где гарантии, что это не проходимец? Пока никто на душу не лег, а те, которые нравились, дорого брали», – пояснила она. При областной организации Белорусского общества Красного Креста создана профессиональная служба медицинских сестер, ухаживающих за одинокими больными. По словам председателя организации Галины Желановой, на всю область только 14 таких специалистов. Все они имеют медицинское образование и неимоверно загружены: на каждую приходится по 8-10 подопечных. Но расширить штат проблематично, потому что зарплата медсестрам выделяется из добровольных пожертвований и взносов граждан в фонд Красного Креста.
А как относятся к своей профессии сами сиделки?Чтобы ответить на этот вопрос, я поговорила с несколькими женщинами, которые оказывают такие услуги.
Клавдия Степановна, Полоцк:
–Наш труд не из легких. Когда ухаживаешь за лежачим больным, нужно и подмыть его, и подгузник вовремя сменить, и судно подставить. А еще – соблюдать лечебный распорядок, режим питания и т.д. И в психологическом плане нелегко – необходимо с пониманием относиться к любым требованиям и даже капризам пациента, а также поддерживать его морально. Ответственность, безотказность, внимательность, понимание – наши профессиональные качества. Но самое главное – мы ведь не только способствуем скорейшему выздоровлению, но и восстановлению психологической атмосферы в доме. Разве можно считать это пустой тратой денег?
Анна, Витебск:
–Когда речь идет о стариках, это означает не только физическую помощь. Больные пожилые люди часто капризны, обидчивы и требуют постоянного внимания. Им очень важны общение, понимание и моральная поддержка. Стараюсь быть приятным собеседником и другом. Впрочем, мне по складу характера подходит такая работа – люблю общаться со стариками. А вот их родственники иногда обижают излишними подозрениями.