Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Социум

Как защитить ребенка. Горький опыт матери и советы психологов МЧС

Тринадцать несовершеннолетних погибли от внешних причин с начала этого года на Витебщине. Три из них — в дорожно-транспортных происшествиях, два — в результате падения с высоты, шесть — вследствие других несчастий, два утонули.

Только три годочка

– Этим летом женился наш единственный сын, – поделилась радостью давнишняя знакомая Валентина. – Такая веселая свадьба была! Мы с отцом не могли налюбоваться молодоженами. Но в какой-то момент я погасла, задумалась, а каким бы сейчас был мой второй сын – старший из близнецов, который трагически погиб 25 лет назад? Я часто об этом думаю, несмотря на то, что прошло много времени. Боль не утихает.

…Тот осенний день был пасмурным, однако без привычного дождя. Валентина занималась традиционной субботней уборкой, затеяла большую стирку. Муж был на работе: в хозяйстве вели озимый сев. Трехлетние близнецы отпросились гулять во двор деревенского дома. К ним присоединились соседские дети. Мать время от времени поглядывала на ватагу в окно. Выглянув во двор в очередной раз, она не увидела детвору и тут же услышала быстрый топот ножек и крик:

– Тетя Валя, скорее! Паша в пруд упал!

К тому, что в конце огорода, в пределах их усадьбы, появился прудик, Валентина еще не привыкла: муж выкопал его всего пару недель назад. Видимо, он быстро наполнился грунтовыми и дождевыми водами. Малыш поскользнулся на глинистом берегу и сразу ушел на дно.

Женщина не помнила, как вытаскивала обмякшее тельце из мутной воды, тормошила, пытаясь вдохнуть в него жизнь. Память щадяще не сохранила подробности о похоронах и поминках. Осталась вспышка: когда скорбная процессия покидала кладбище, в хмуром небе засияла радуга – обещание утешения. Но его всё не было, мать ходила как в чаду, ее мучили кошмары. Тысячи раз она прокручивала детали черного дня: если бы не отпустила детей, этого не случилось бы; если бы вышла во двор с ними, Паша был бы жив. Будто исступлением мысли могла отмотать время назад, всё исправить.

Чувствуя неизбывную боль и вину за гибель сына, Валентина в прямом смысле слова намеревалась лезть в петлю.

– Остановил второй сынок, – тихо плачет женщина. – Всю жизнь, во все значимые вехи смотрю на него и думаю: Паша был бы таким же. И опять думаю: если бы тогда не отпустила, если бы пошла с ними… Берегите своих детей! Не спускайте с них глаз! Не будьте беспечны и легкомысленны, думайте обо всех возможных рисках, предупреждайте, учите, контролируйте! Я знаю, о чем прошу. Учитесь на моем горьком опыте.

Ловушки мышления

Установившаяся практика такова, что в случае гибели ребенка на место трагедии обязательно выезжают психологи МЧС. В любое время суток в кратчайшие сроки они спешат оказать экстренную психологическую помощь детям и взрослым.

– В момент трагедии люди испытывают мощнейший стресс, – поясняет начальник сектора психологического обеспечения областного управление МЧС подполковник внутренней службы Юрий Стрижнёв. – Наша задача заключается в том, чтобы минимизировать последствия кризисной ситуации. Подходы к восстановлению травмированной психики всегда индивидуальны, и этот процесс может быть долгим. Но можно выделить причины, обернувшиеся горем, чтобы предотвращать его.

Специалисты зачастую сталкиваются с уверенностью взрослых в том, что несчастные случаи могут произойти только с детьми из «плохих», неблагополучных семей. Это когнитивное искажение, одна из причин игнорирования рисков. Такая же, как привыкание к опасным ситуациям (оставление ребенка в ванной «на минуточку», хранение в доступном месте спичек), недооценка скорости развития событий (к примеру, утопление происходит за 20 – 60 секунд и тихо, пожар распространяется за минуты, ребенок может упасть с высоты мгновенно). Иногда взрослые переоценивают способности ребенка, его знания и дисциплину, мол, ему запрещают лазить на подоконник, он плавает в надувном круге. Случается, что родители фокусируются на одних рисках, но забывают о других. К примеру, ставят блокираторы на окна, но забывают о заглушках на розетках.

– Еще одна проблема взрослых – многозадачность и отвлеченность, порой неоправданная, – обращает внимание Юрий Стрижнёв. – К примеру, мама готовит обед, присматривает за ребенком и одновременно говорит по телефону. Внимание рассеивается, контроль теряется. Даже физическое присутствие родителя рядом с ребенком в таких случаях не всегда означает ментальное: взгляд блуждает, а мозг не дает сигнал об опасности, к примеру, о том, что ребенок вот-вот выскочит на дорогу.

В гостях, на пляже, в общественном месте каждый думает: ребенок на виду, за ним следят (другой взрослый, персонал). На самом деле не следит никто. Это результат перекладывания ответственности. Так же происходит в случаях, когда присмотр за малышами поручают старшим детям. В силу возраста, психологической незрелости, отсутствия жизненного опыта они не могут быть настоящими няньками. И самое большое зло – употребление алкоголя, что вызывает резкое снижение бдительности, критичности и скорости реакции.

Глаз да глаз

Дошкольники любопытны и импульсивны. Они стремятся исследовать мир, но не понимают последствий своих действий: потрогаешь огонь – обожжешься, бросишься за мячом на дорогу – попадешь под машину, залезешь на подоконник – упадешь. Дети тем более не способны оценить скорость развития событий. Они хотят подражать действиям старших, к примеру, нырять, но не понимают, что у них нет нужных навыков.

Еще одно слабое место – страх перед наказанием: проглотил красивую таблетку, а ведь мама говорила, что этого делать нельзя, значит, отругает. Молчание, сокрытие угрозы здоровью, о которой ребенок знал, может стать причиной отравления.

Детям чаще свойственны такие особые состояния, как повышенная импульсивность и невнимательность. Это увеличивает риск попасть в опасную ситуацию.

Глаз да глаз нужен за ребенком с когнитивными нарушениями, поскольку они плохо понимают правила безопасности и их нарушение.

Несовершеннолетние испытывают более сильные, чем взрослые, эмоции, в том числе испуг и панику. Поэтому в критической ситуации они могут растеряться, замереть даже в воде или побежать в сторону большей опасности.

Подростки бывают безрассудны в желании получить острые ощущения или доказать что-то другим или себе. Они делают экстремальные селфи, экспериментируют с веществами, играют в опасные игры, развлекаются зацепингом, паркуром. Это чревато серьезными травмами, вплоть до инвалидности, а порой и гибелью.

Меры профилактики: 

  • осознание уязвимости. Примите то, что трагедия может случиться с вами;
  • приоритет внимания. У воды, огня, дороги держите ребенка в фокусе внимания без отвлечения на разговоры, включая телефонные. Соблюдайте «правило вытянутой руки» для малышей;
  • создание физических барьеров.
  • Используйте замки, блокираторы окон, ограждения, недоступное хранение опасных веществ;
  • постоянное обучение. Изучайте реальные риски и правила оказания первой помощи. Рассказывайте детям об источниках опасности доступно, без запугивания, с четкими правилами. Тренируйте действия в чрезвычайной ситуации;
  • четкое распределение ответственности. В компании всегда нужно назначать человека, который сейчас следит за ребенком;
  • забота о себе. Соблюдайте режим сна и бодрствования, чтобы не допускать хронической усталости. Не употребляйте алкоголь. Не оставляйте ребенка с человеком, находящимся в состоянии сильной усталости или опьянения;
  • превентивные меры. Установите автономные пожарные извещатели, приобретите огнетушитель, используйте «правило 10 секунд», предполагающее проверку перед уходом из комнаты, машины, ванной, где находится ребенок.

Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Главные новости Витебска и Витебской области. Все права защищены.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ