В Беларуси в конце июля вступили в силу изменения в Уголовно-процессуальный кодекс. Подробней о них в очередном выпуске авторского блога «Правовой ликбез» рассказала старший прокурор отдела прокуратуры Витебской области Наталия Гаврилюк.
Представитель надзорного ведомства заострила внимание на наиболее важных изменениях.
– В уголовный процесс введена стадия кассационного производства и усовершенствован надзорный порядок пересмотра судебных решений, – говорит Наталия Гаврилюк. – В уголовном процессе теперь следующие стадии в суде: первая инстанция, апелляционная, кассационная и надзорная. Практика показала, что надзорное производство по уголовным делам, судебные решения по которым вступили в силу, подменяло апелляционное. Поэтому с целью обеспечения баланса полномочий судебных инстанций, исключения их дублирования, в уголовный процесс введена стадия кассационного производства.
По словам Наталии Гаврилюк, важное отличие кассационного от ранее действовавшего надзорного порядка заключается в том, что предметом рассмотрения суда кассационной инстанции является либо кассационный протест, либо непосредственно кассационная жалоба участника процесса, подаваемая в суд кассационной инстанции.
– В органы прокуратуры участники процесса теперь обращаются не с жалобой, а с заявлением о принесении кассационного протеста, – говорит представитель надзорного ведомства. – По отношению к приговорам районных судов, апелляционным определениям областного суда кассационная инстанция – это президиум областного суда. А по отношению к приговорам областного суда, не обжалованным и не опротестованным в апелляционном порядке – судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь. Апелляционные определения судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда, а также приговоры Верховного Суда в кассационном порядке обжалованию не подлежат.
По словам представителя надзорного ведомства, как и ранее надзорные жалобы, заявления о принесении кассационного протеста и кассационные жалобы облагаются госпошлиной. Соответствующие изменения одновременно внесены в Налоговый кодекс. Ставки госпошлины для обращения с заявлением о принесении кассационного протеста на судебные решения остались прежними, изменились они только для дальнейшего надзорного порядка.
И еще одно новшество, которое отличает кассационный порядок от ранее действовавшего надзорного, предусматривающего возможность рассмотрения повторной надзорной жалобы в Генеральной прокуратуре.
– В ныне действующем кассационном порядке установлен запрет на подачу повторного заявления о принесении кассационного протеста лицом, которому Генеральным прокурором или его заместителем было сообщено об отсутствии оснований для принесения кассационного протеста, – говорит Наталия Гаврилюк. – Изменения, связанные с введением кассационной инстанции, обусловили также необходимость трансформации надзорного производства. Оно стало исключительной стадией процесса и сконцентрировано в высшей судебной инстанции – Верховном Суде Республики Беларусь. Не подлежат пересмотру в надзорном порядке судебные решения, не опротестованные и не обжалованные в кассационном порядке, за исключением тех, в отношении которых он не предусмотрен.
По словам собеседницы, надзорной инстанцией для судебных решений районных судов, апелляционных определений и постановлений президиума областных, приговоров областных судов является судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда. Для остальных решений – Президиум Верховного Суда.
Как добавила Наталия Гаврилюк, новшества направлены на обеспечение прозрачности судебных процедур, формирование единообразной судебной практики, повышение оперативности и экономичности судебной деятельности.