Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Социум

Кто и как часто должен убирать подъезд в многоквартирном доме, разбиралась корреспондент "ВВ"

Когда наводить порядок в своей квартире, каждый решает сам. А кто и как часто должен убирать подъезд в многоквартирном доме? Почему граждане нередко предъявляют по этому вопросу претензии ЖКХ, а коммунальники бывают недовольны жильцами? В ситуации разбиралась корреспондент «ВВ».

«Подъездные баталии» на тему уборки начались еще тогда, когда на законодательном уровне решили передать эту функцию в ведение работников коммунальной сферы. На первых порах многие люди, которые прежде десятилетиями убирали свой подъезд самостоятельно, не хотели получать от ЖКХ дополнительную услугу по простой и понятной причине: за нее нужно платить. И чем больше площадь квартиры — тем больше выставленная ее собственнику сумма. 

С сожалением приходится отметить, что с течением времени страсти вокруг данного вопроса ничуть не улеглись. Наоборот, конфликт засверкал новыми острыми гранями, постепенно проявились дополнительные аспекты проблемы, и до сих пор идут поиски путей их решения. Что же не устраивает жильцов и добавляет головной боли коммунальникам?

КАК ДОЛЖНО БЫТЬ

Сначала разберемся, как ситуация должна выглядеть в идеале. Периодичность уборки подъездов регулируется нормативными документами, отметила начальник отдела по благоустройству предприятия «ЖРЭТ г. Витебска» Анастасия Парчинская. В постановлении Министерства ЖКХ Беларуси от 12 июня 2020 года №7 оговорен минимальный объем таких работ. 

Сухая уборка первых этажей должна проводиться 2 раза в неделю, всего подъезда в домах без лифтов — раз в неделю, многоэтажках с лифтами — 2 раза в месяц; влажная в домах без лифтов — 2, при их наличии — 1 раз в месяц. Не реже раза в год рекомендована влажная уборка стен, дверей, плафонов, отопительных приборов, а также мытье окон. Еженедельно следует очищать доску объявлений. По мере необходимости — осуществлять дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию (оплата за них выставляется в ту же графу «санитарное содержание вспомогательных помещений»).

Оценивают качество оказанных услуг не только жильцы, которые эти услуги оплачивают (и которым, кстати, по правилам должны производить перерасчет, если, например из-за болезни работника ЖКХ, периодичность уборки не соблюдается). Как рассказал ведущий инженер ЖЭУ №16 Андриан Костырко, в областном центре в любой момент санитарное состояние подъезда может проверить служба технического надзора УКПП «Витебское ГЖКХ». Если есть какие-то замечания, они в письменном виде направляются в ЖЭУ, работники которого оперативно устраняют обнаруженные недочеты.

ПОЧЕМУ СИТУАЦИЯ ДАЛЕКА ОТ ИДЕАЛА

Однако вопросы по чистоте в подъездах по-прежнему остаются. Чем же чаще всего бывают недовольны жильцы? Обычно люди жалуются на грязь и несоблюдение графиков уборки. 

— В последнее время таких обращений поступает меньше, — говорит Анастасия Парчинская. — Но, как показывает практика, с наступлением осени, когда начинаются дожди и на улицах становится сыро и грязно, возрастает и количество жалоб.

Кстати, нередко негодование вызывают разбросанные возле почтовых ящиков рекламные листовки.

— Причем эти рекламные проспекты граждане иногда сами же и швыряют под ноги, обнаружив среди своей корреспонденции. Листовки действительно могут не убрать за день-два, а в результате поступают жалобы. Приходится реагировать, проводить внеочередную уборку, — отмечает Анастасия Парчинская. — Для этого приходится отрывать людей от другой работы.

Масла в огонь «подъездных
войн» добавляет кадровый вопрос. Сейчас уборкой подъездов занимаются те же работники, которые наводят порядок на придомовой территории. Обязанностей у них даже на улице немало. Нужно не только подмести случайные окурки и фантики, но и весной — спиленные ветки деревьев загрузить, летом — траву скосить, осенью — листву убрать, зимой — дорожки от снега почистить. К этому добавьте наведение порядка в подъездах — получается серьезная нагрузка да вдобавок разорванный рабочий день. Далеко не каждый за такое возьмется, а из тех, что берутся — не каждый справляется, как положено. Но что делать, когда других людей нет? 

Добавляют проблем и так называемые обязанные лица (в отношении которых вступило в законную силу решение суда о взыскании расходов, понесенных государством на содержание их детей). Их принудительно трудоустраивают, в том числе в сферу ЖКХ, но не секрет, что такие граждане не слишком ответственно относятся к работе. Пока трезвые — делают, что полагается. А потом алкоголь полностью стирает из их памяти все, что касается трудовых обязанностей. Уволить же за прогулы обязанных лиц нельзя. 

Вот и получается, что человеческий фактор становится причиной некачественной уборки подъездов. Как следствие — поступают жалобы на работу ЖКХ.

ВЗГЛЯД С ДРУГОЙ СТОРОНЫ

Между прочим, претензии есть не только у жильцов к коммунальникам, но и наоборот. Речь и о задолженностях по оплате коммунальных услуг, и о мусоре, который некоторые граждане не стесняются бросать на пол в подъезде, вместо того чтобы донести до ведра с бытовыми отходами в квартире. 

Работникам, которые занимаются уборкой вспомогательных помещений многоэтажного дома, тоже хочется, чтобы их труд уважали и с пониманием относились к каким-то их просьбам: к примеру, чтобы люди не выбрасывали на лестничной клетке рекламные проспекты или разрешали набрать воды для мытья полов. А то ведь доходит до абсурда: приходится без лифта нести наверх ведро с водой, потому что ни один человек на площадке не соглашается ей поделиться. Все возмущенно заявляют, что они ничего никому не должны и вообще у них стоят счетчики. Ну вот серьезно: стоимость пяти-шести литров воды — это та сумма, ради которой стоит перестать быть человеком?

В ПОИСКАХ РЕШЕНИЯ

Претензии и одной, и другой стороны в целом понятны. Но мало понимать — раз проблема уборки подъездов существует, то необходимо ее решать. Какие же могут быть варианты?

Первый — ждать нововведений от ЖКХ. Анастасия Парчинская рассказала, что сейчас рассматривается возможность ввести разделение труда. То есть планируется, что в перспективе в штате ЖЭУ появятся люди, которые станут убирать исключительно лифты и вспомогательные помещения жилых домов, без придомовой территории. Это позволит установить для таких сотрудников традиционный график с 8-часовым рабочим днем с понедельника по пятницу. Вдобавок человек сможет корректировать график уборки, делая его максимально удобным для себя, но при этом, конечно, придерживаясь периодичности работ, предусмотренной нормативными документами. В ЖРЭТе надеются, что изменения к лучшему в условиях труда позволят постепенно закрыть кадровый вопрос. Хотя, безусловно, и на новом месте легких денег никто не обещает. Как уточнила начальник отдела по благоустройству согласно проведенным расчетам уборщик должен будет обслуживать 70 подъездов пятиэтажек без лифтов и мусоропроводов или 27 подъездов девятиэтажных домов с лифтами. 

А что делать тем, кто не готов ждать реализации этих планов и хочет чистоты на подступах к квартире уже сегодня? Для них существует второй вариант: взять обязательства по уборке на себя — точнее, разделить их между жильцами своего подъезда. Всегда есть возможность вернуться к старой, существовавшей еще в СССР, схеме: составить график и убирать свой этаж раз в неделю по очереди с соседями. Плюс в том, что если будет грязно — ответственных за чистоту не придется искать. Да и выставлять ежемесячно счет за санитарное содержание вспомогательных помещений вам перестанут. 

Правда, как пояснили мне в ЖЭУ, единолично отказаться от подобных услуг коммунальников гражданин не может. Нельзя сказать: «А я платить за уборку не хочу и не буду!» — если ваши соседи придерживаются другого мнения. Вдруг они по состоянию здоровья не способны мыть полы? Или просто не желают этим заниматься? Тогда подъезд быстро зарастет грязью, чего, согласитесь, допускать не следует. Поэтому решение об осуществлении жильцами самостоятельного санитарного содержания вспомогательных помещений многоквартирного жилого дома должно быть принято единогласно и оформлено протоколом собрания либо письменного опроса потребителей. 

Фото автора. 


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Главные новости Витебска и Витебской области. Все права защищены.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ