Любой покупатель прежде всего потребитель, а это значит, что у него есть все права, гарантированные законодательством о защите прав потребителей. О тонкостях покупок через интернет рассказала адвокат, член Витебской областной коллегии адвокатов Вера Шлома.
Чтобы определить, какие права есть у покупателя, специалист рекомендует тщательно изучить всю доступную информацию на самом сайте интернет-магазина. Причем не только те вкладки, которые расположены в верхней части, но и так называемый подвал. Информация, которая в первую очередь должна интересовать покупателя, – публичный договор и данные регистрации в Торговом реестре.
– Публичный договор поможет покупателю идентифицировать продавца, а данные в Торговом реестре снимут часть вопросов по поводу легальности деятельности субъекта торговли, – подчеркнула Вера Валерьевна. – Если информация, размещенная на сайте, позволяет идентифицировать этот сайт как интернет-магазин непосредственного продавца товара, то при возникновении спорных ситуаций в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» будет отвечать владелец интернет-магазина (он же и продавец).
Вместе с тем субъект торговли, осуществляющий розничную торговлю через электронную торговую площадку, вправе использовать иные информационные ресурсы сети интернет для размещения информации о продаже товаров при наличии в ней адресации (гиперссылки) на зарегистрированный субъектом торговли в Торговом реестре интернет-магазин. То есть бывает так, что иное лицо является собственником информационного ресурса, и на основании договора это лицо оказывает услугу субъекту торговли. Другими словами, он не является продавцом. И, конечно, при возникновении проблем с товаром переписку нужно будет вести в первую очередь не с владельцем сайта, а с продавцом. Но при этом собственники информационных ресурсов, предоставляющие продавцам услуги, связанные с осуществлением ими торговли по образцам через интернет-магазин, оказывают покупателям содействие в защите прав потребителей: предоставляют информацию о продавце (наименование и место нахождения), сведения о государственной регистрации организации, индивидуального предпринимателя, передают продавцу претензии покупателя в случае необоснованного отказа продавца принимать такую претензию, а также фиксируют факт обращения покупателя.
Важно понимать, что продажа посредством интернет-магазина является продажей по образцам, следовательно до потребителя должна быть доведена информация об изготовителях (исполнителях, продавцах) в соответствии с требованиями статей 7 и 8 Закона «О защите прав потребителей».
Кстати, вернуть непродовольственный товар надлежащего качества можно, но есть ряд нюансов. Так, существует утвержденный постановлением Совета Министров перечень товаров надлежащего качества, которые обмену и возврату не подлежат. Например, товары, имеющие гарантийный срок, в техническом паспорте (заменяющем его документе) которых стоит отметка о дате продажи: планшеты, компьютеры, автомобили, мебельные гарнитуры и наборы, лекарственные средства и др.
Другие товары при условии, что они не эксплуатировались, потребитель может возвратить в течение 14 дней, а продавец в свою очередь обязан вернуть ему денежные средства, уплаченные за товар. И, конечно, независимо от того, приобретаете вы товар в магазине или посредством интернета, продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи и надлежащего качества.
– Вера Валерьевна, а как быть с чеками? В интернет-магазине не всегда его предоставляют...
– При любом раскладе покупатель всегда должен требовать чек. Существуют два их вида – товарный и кассовый. Могут предоставить либо тот, либо другой. Подпись продавца и печать обязательно должны быть на товарном чеке, на кассовом они могут отсутствовать. А в целом, чтобы не попасть в сложную ситуацию, потребители должны быть бдительными. Внимательно изучайте весь пакет документов, который передает с товаром продавец или лицо, осуществляющее доставку. Перед покупкой как минимум изучите отзывы в интернете о торговой площадке. Будьте осторожны и внимательны!
Интернет-магазин – информационный ресурс субъекта торговли в глобальной компьютерной сети интернет, позволяющий осуществить заказ на приобретение или выбор и приобретение товаров без (вне) торгового объекта (Закон Республики Беларусь от 08.01.2014 №128-З (ред. от 13.07.2016) «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь»).
Фото из открытых источников.