Да, именно так пальцами левой ноги Олег Маханьков из Витебска рисует картины, набирает свои стихи и рассказы на компьютере. И это не прихоть, а следствие ДЦП.
Художник-самоучка
Олег родился с детским церебральным параличом. Когда «добрые» люди уговаривали его маму Валентину Даниловну отдать ребенка в приют, она наотрез отказалась. Хотя, конечно, было тяжело, да и муж ушел – не выдержал.
Чтобы ухаживать за сыном, пришлось бросить доходную работу и пойти мыть полы в подъездах, затем – дворником. А средства нужны были не только на жизнь, но и на оплату кооперативной квартиры. Стали брать квартирантов.
Маленький Олежка внимательно наблюдал, как рисуют будущие художники-модельеры. Студентки-заочницы заметили его интерес и взялись обучать мальчишку основам изобразительного искусства. Тогда ему было около пяти лет. Начинал с раскрашивания игрушек, а в девять уже рисовал на холсте, зажав карандаш между пальцами левой ноги. Остальные конечности его не слушаются.
Первый самостоятельный шажок Олег сделал в десять с половиной лет, когда вдвоем с мамой встречали Новый год. Какое же это было счастье для женщины, которая круглосуточно делала все, чтобы у ее необычного ребенка была обычная жизнь. Живя на пятом этаже, она неустанно носила сына на улицу и обратно. Со временем друзья из того же подъезда, жившие на первом этаже, предложили поменяться квартирами.
Валентина Даниловна была Олегу няней, подмастерьем, первым ценителем его творений и «пресс-секретарем».
Она говорила: «Мне бы дожить, пока ты на пенсию выйдешь, чтобы тебе передать Олега». Так и случилось, – вспоминает его старшая сестра Надежда, которая после смерти матери ради больного брата пожертвовала сохранением собственной семьи.
Мировой успех
Какая же радость была для Олега и всех его близких, когда через десять лет после первой разрисованной игрушки состоялась его первая персональная выставка в областном краеведческом музее, которую организовало общество инвалидов.
Теперь у 47-летнего художника за плечами уже 9 персональных и десятки совместных выставок не только в Витебске, но и в Минске, Москве, в Германии и Швейцарии.
– Однажды к нам пришла целая делегация немцев, которые видели Олежкины работы, и выбрали 11 картин для экспозиции в Германии. Правда, потом не смогли их вернуть в Беларусь – таможня не пропустила: нельзя вывозить художественную ценность, – рассказывает сестра.
С разрешения автора немцы продали эти картины, а затем прислали вырученные деньги и еще в подарок принадлежности для рисования и хорошую инвалидную коляску, которая служит Олегу по сей день.
Три с половиной года назад в штаб-квартире Всемирной организации интеллектуальной собственности в Женеве прошла выставка шести белорусских художников с инвалидностью, среди которых были и холсты Олега Маханькова.
За эти годы он написал немало работ, но большинство раздарил, и лишь небольшая часть осталась дома.
Окно в мир
Олег Маханьков пишет не только картины, но и стихи, и рассказы о любви и добре, о маме и Боге, о природе и обо всем, что встречалось в жизни.
Его переживания, взгляд на мир созвучны пяти тысячам поклонников его творчества на сайте проза.ру и вдвое больше на стихи.ру. Свои произведения он набирает на компьютере, который самостоятельно освоил более десяти лет назад.
– Друг показал ему несколько раз, как и что, и он все схватил. А я до сих пор сторонюсь компьютера, хотя честно пыталась его освоить, – признается Надежда. – А Олег и здесь справляется одной левой.
Интернет стал для него окном в мир. По скайпу он общается с друзьями детства, уехавшими в Израиль и Англию, находит новых знакомых. Много друзей у него и в реальной жизни, Маханьковы любят принимать гостей.
Радоваться жизни
Как у любого художника, у Олега есть муза. С Ириной он познакомился лет тридцать назад. На тот момент она осваивала изобразительное искусство и пришла посмотреть его работы. Они подружились, гуляли вместе на улице, а затем она уехала в Россию, но ее фотография до сих пор на рабочем столе компьютера Олега. На его страничке на стихи.ру тоже ее снимок, а не его собственный. Некоторые произведения он посвящает своей далекой музе, ее черты – в его женских портретах, а при упоминании ее имени его глаза светятся счастьем.
Маханьковы не запираются в четырех стенах, участвуют в фестивалях и праздниках, которые организовывает общество инвалидов, выезжают на «Славянский базар».
Немало теплых дней проводят на даче, где творит уже Надежда. Она увлекается ландшафтным дизайном. Их фазенда не похожа на привычный деревенский сад-огород, это, скорее, европейский парк, где устраиваются праздники для местных жителей.
– И Олег в коллективе, и люди довольны, – говорит Надежда. – Я счастлива. Олег и его друзья, которые страдают от такого же недуга, меня научили радоваться каждому мгновению жизни. Подумаешь об их проблемах, и все свои трудности кажутся такими незначительными. Молюсь только о том, чтобы подольше остаться рядом с братом на этой земле.
Фото Елены Алимовой.