Десятиклассники Михаил и Алексей Рыжковы из Витебска (на фото) много времени проводят за компьютерами, но ребят за это не ругают. Даже наоборот — хвалят и поощряют. А всё потому, что братья, в отличие от большинства сверстников, не тратят часы на просмотр забавных видеороликов или прохождение игровых уровней — они сами создают виртуальную реальность и успешно защищают свои проекты на республиканских конкурсах.
От простого к сложному
Сейчас Алексей и Михаил учатся в Лицее ВГУ им. П. Машерова. А навыки в IT-сфере совершенствуют в объединениях по интересам «Разработка игр в Unreal Engine» и «3D-моделирование», действующих на базе областного дворца детей и молодежи. Узнав, сколько дипломов за последние годы братья завоевали на различных состязаниях в области технического творчества, первое, о чем подумала: Рыжковы точно из семьи программистов. Однако Алексей и Михаил мое предположение не подтвердили. Их отец в свое время хоть и окончил университет информатики и радиоэлектроники (БГУИР), но учился там по специальности, не связанной с программированием. Откуда же тогда взялось увлечение ребят и в чем секрет их успеха?
Как выяснилось, начало все-таки было заложено в семье. Пока другие дети тратили время на компьютерные развлечения, братья на стареньком ноутбуке уже в 6 – 7 лет взялись осваивать Scratch. Это начальный уровень программирования, который позволяет в самом юном возрасте создавать собственные анимированные и интерактивные игры, презентации и проекты.
– На день рождения каждому из нас подарили не игрушки, а по толстой книге «50 проектов на Scratch», – с улыбкой вспоминают Алексей и Михаил. – Там были готовые проекты, на примере которых объяснялось, как все работает.
Поначалу это занятие оставалось лишь домашним хобби. В областном дворце детей и молодежи братья на протяжении нескольких лет занимались спортивной гимнастикой, но постепенно появлялись и другие интересы. Отец нацеливал сыновей присмотреться к перспективной IT-сфере. Поэтому пять лет назад ребята пришли в объединение по интересам к педагогу дополнительного образования Ирине Максименковой. Она рассказала о совершенно новом направлении, связанном с разработкой игр. По сути, путь к нынешним достижениям братья Рыжковы поэтапно прошли вместе со своим педагогом. За эти годы дворец детей и молодежи приобрел
мощные компьютеры, системы виртуальной реальности, что позволило вывести разработки на совершенно иной уровень. Результатом стали призовые места на научно-практической конференции «Квант», республиканских конкурсах «ПАТРИОТ.by», «ТехноИнтеллект», TechSkills, конкурсе научно-технического творчества учащихся Союзного государства «Таланты XXI века».
Военно-патриотическая трилогия
– Мы с ребятами создаем не просто развлекательные проекты. Стараемся делать такие игры, в которых есть образовательная составляющая, – подчеркивает Ирина Максименкова.
Самая значительная разработка Алексея Рыжкова – компьютерная игра «Военно-патриотическая трилогия «Фронт». Она включает три сюжета, отразивших конкретные моменты Великой Отечественной войны: диверсию на железной дороге партизана Федора Крыловича, подвиг Николая Гастелло и танковое сражение под Бобруйском. Идея возникла при подготовке к конкурсу «ПАТРИОТ.by».
– Я перебирал в интернете различные события тех лет, представляя, в какую историю будет интересно играть, какую можно сделать интерактивной, – поясняет Алексей. – Первая игра этого цикла, посвященная Федору Крыловичу, была прямолинейной и не требовала особых навыков. Затем, обратившись к подвигу Николая Гастелло, я создал более активный геймплей. А поскольку проект оказался успешным и его отметили на конкурсе, было решено сделать и третью часть.
Любопытно, что в ходе танкового сражения игрок находится внутри боевой машины в качестве командира экипажа. Для тех, кто привык на экране видеть танк со стороны, оказывается полной неожиданностью тот факт, что бой придется наблюдать из его башни.
На этом юный программист не остановился. Осенью он взялся перерабатывать трилогию, совершенствуя ее, делая еще более реалистичной и исторически достоверной: где-то перенес действие на другое время суток, где-то изменил модели боевой техники.
Путешествие в мир математики
Предмет гордости Михаила Рыжкова – игра виртуальной реальности Math Odyssey VR. По словам десятиклассника, это, по сути, тренажер, позволяющий проверить и прокачать уровень знаний по математике. Взяться за такую тему решил потому, что сам учится в классе физико-математического профиля.
– Это был мой первый проект для системы виртуальной реальности, – отмечает Михаил. – Создал я его довольно быстро, демоверсия появилась месяца через четыре. А через пять мы с этой игрой уже поехали на конкурс.
Парень уверен, что высокотехнологичное оборудование способно сделать процесс обучения более интересным для современных школьников, хотя, конечно, VR-система не заменяет полностью традиционное изучение основ математики.
В марте текущего года Михаил Рыжков получил диплом I степени на XIII Республиканском конкурсе научно-технического творчества учащейся молодежи «ТехноИнтеллект» в секции «Мультимедийные технологии». В том же месяце состоялся заключительный этап Республиканского конкурса TechSkills, где Алексей и Михаил Рыжковы стали абсолютными победителями в компетенции «Дополненная и виртуальная реальность».