Всю жизнь я как святыню храню память о героях военной поры, мужестве и стойкости родных и земляков, трагичных и великих страницах истории моей малой родины. Это родина первого в области партизанского отряда; первого в республике партизана-комсомольца —Героя Советского Союза; уникальных «Витебских ворот»… В этой местности особенно трепетно чтут историческую память.
Первый на Витебщине партизанский отряд был сформирован по решению Суражского райкома КПБ 5 июля 1941 года. В него вошли рабочие и служащие картонной фабрики, находившейся в деревне Пудоть. Командиром был назначен Минай Шмырёв.
Уже 10 сентября 1941-го в ходе дерзкой атаки партизаны разгромили вражеский гарнизон в Сураже и удерживали поселок на протяжении трех часов. Тем самым они дали понять оккупантам, что белорусская земля будет гореть у тех под ногами.
С января 1942-го по декабрь 1943-го на территории района существовала Суражская партизанская зона, ставшая местом создания и расположения отрядов, а затем бригад. Так, в апреле 1942 года на базе отрядов М. Шмырёва (позже Г. Курмелёва), А. Дика (позже А. Гурко), Д. Райцева, М. Бирюлина была создана 1-я Белорусская партизанская бригада под командованием М. Шмырёва и Р. Шкредо.
Выделенный из нее отряд Д. Райцева стал основой бригады им. Краснознаменного Ленинского комсомола.
Действовали подпольные райкомы партии и комсомола во главе с секретарями И. Бордианом и Д. Барановым. Для работы в подполье было оставлено около 3,2 тыс. комсомольцев. В числе организаторов подполья была Нина Моисеенко (после замужества Дорофеенко). После войны она преподавала в Витебском пединституте. Является одним из авторов книг «Витебское подполье», «Юные герои Витебщины».
Мой родной дядя Георгий Забавленко был командиром отряда им. С. Лазо. За боевые заслуги награжден орденом Красного Знамени и многими медалями. Командирами партизанских отрядов были также суражане Федот Воронцов и Иван Янкевич.
Яркий пример мужества и героизма – уроженец д. Заполье, первый из белорусских партизан-комсомольцев Герой Советского Союза Михаил Сильницкий. Он служил в отряде Д. Райцева, досконально изучил немецкие станковый и ручной пулеметы, обучал товарищей. В одном из боев добыл себе пулемет и никогда с ним не расставался, с ним вступил и в свой последний бой. Это было 28 марта 1942 года в д. Плоты. Михаил прикрывал отход товарищей и оказался в огненном кольце. Отстреливался, пока не кончились патроны. Решил отступать, но его ранили в ногу. Фашисты намеревались взять его в плен живым, однако истекающий кровью юноша не собирался сдаваться и заколол ножом еще двух немцев. Михаил Сильницкий сражался до последнего вздоха, его героическая гибель подвигла товарищей на дальнейшую борьбу. Еще во время войны его именем назвали шесть партизанских отрядов.
К моему двоюродному брату Алексею Забавленко в д. Курино, где раньше жила семья Сильницких, после войны из Риги неоднократно приезжал брат Михаила Яков. Вспоминали былое, в том числе довоенное детство и трагедии военных лет.
Чтобы задержать наступление фашистов летом 1941-го, истребительному батальону поручили взорвать мост через реку Касплю. Ценой своей жизни это задание выполнили сотрудники милиции Павел Кривенко и Федор Чернышёв. Руины того моста видны и сейчас.
В августе 1941 года фашисты собрали и расстреляли за д. Любщина всё еврейское население – около 2 тыс. мирных жителей. В тот же период у д. Бригитполье и в долине реки Неворожки расстреляли представителей органов власти и руководителей учреждений: районного ветврача Иванова, председателя Марченского сельсовета Ануфриева, директора маслозавода Сумникова, директора школы Гончарова, председателя колхоза Захаренко…
Особенно гнусным преступлением была система заложничества. Так, в заложники взяли четверых детей, сестру и тещу Батьки Миная. От командира требовали сдаться, и когда он не подчинился – всех их расстреляли.
Проводя политику выжженной земли, фашисты стирали с лица земли населенные пункты: сожгли деревни Лычнево вместе со 144 жителями, Шухвосты (61 человек) и многие другие. Не возродились деревни Бодревщина, Будница (родина первого народного врача Беларуси Игнатия Антонова), Гайдуки, Галевичи… Сураж был полностью разрушен, за исключением трех домов.
Нет семьи, которую не опалила бы война. Не исключение и наша: моя мама с тремя сыновьями была в концлагере «5-й полк», родная тетя Дуня с четырьмя детьми и двоюродная сестра Неля с матерью – в «Освенциме».
За время оккупации Суражского района фашисты уничтожили в нем более 9 тыс. человек. Погиб каждый второй житель партизанского края.
В освобождении района участвовали 1189-й стрелковый полк (сп) 358-й стрелковой дивизии 4-й ударной армии 1-го Прибалтийского фронта и 1-я Витебская партизанская бригада. Почетными гражданами Суража в мирное время стали командир 1189-го сп Петр Куреня, сын полка Павел Трофимов, командир разведки Василий Баранов и разведчик Иван Зайцев.
Лилия ЗАБАВЛЕНКО, г. Витебск. Фото БЕЛТА