Вместе с ростом населения и количества автомобилей возрастает нагрузка на инфраструктуру. Показателем этого служат не только автомобильные пробки, но и заставленные машинами дворы, территории возле детских садов и школ. Особенно сложно с этим во дворах домов, построенных по советским проектам, когда автомобиль еще был роскошью, а не средством передвижения.
Детские сады обычно «утоплены» в дворовой территории. Такая удаленность учреждения от проезжей части играет важную роль. Но есть и множество минусов. Так как территорию вокруг дошкольных учреждений косвенно можно считать дворовой, многие автовладельцы используют ее в качестве парковки. Некоторые возле садов оставляют машины на ночь. Из-за этого в утренние и вечерние часы пик могут возникать пробки, особенно в тех местах, где дорога вдоль садиков является единственным выездом к проезжей части.
Из-за припаркованных возле детских садов авто к пункту назначения иногда не могут проехать машины с продуктами, мусоровозы, скорая помощь. Родители тоже жалуются, что лавировать с детьми среди припаркованных и отъезжающих машин небезопасно.
Витебчанин Виталий водит сына в детский сад №35 на ул.Терешковой. Говорит, что иногда утром возле главных ворот можно наблюдать настоящий коллапс из транспорта и пешеходов. Дорога узкая. Некоторые подвозят детей практически вплотную к воротам садика, другие – ставят машины в соседнем дворе, где такая же узкая дорога. Правая сторона еще с вечера занята оставленными на ночь авто. Для проезда остается только левая полоса. Если возникает пробка, никто не может ни выехать со двора к главной дороге, ни въехать. Приходится ждать, когда авто выполнят определенные маневры. При этом дорога каждая минута, ведь опаздывать на работу никто не хочет. И такая ситуация не является исключением.
Чаще всего школы и детские сады находятся в жилой зоне. Это территория, въезды и выезды на которую обозначены знаками «Жилая зона» и «Конец жилой зоны», а также дворы, прилегающие к жилой застройке. И там действуют определенные ПДД, которые должны соблюдаться водителями. А соблюдаются ли?
Чтобы узнать это, командир первого взвода роты дорожно-патрульной службы ГАИ межрайонного отдела ГАИ УВД Витебского облисполкома майор милиции Сергей Шидловский вместе с корреспондентом «ВВ» отправился в рейд по дворовым территориям Витебска.
Напомним, что 1 марта 2021 года вступил в силу новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. По словам сотрудника ГАИ, главная его особенность – закрепление приоритета профилактических мер воздействия перед наказанием. В этих целях в общей части КоАП устанавливаются принципиально новые правила наложения административных взысканий и освобождения от ответственности. За негрубое правонарушение в случае признания вины при отсутствии подобного деяния в течение года выносится предупреждение в письменном виде, а нарушитель освобождается от ответственности. Данные меры будут зафиксированы в базе данных ГАИ.
– О том, что во дворах проблемы с парковочными местами, все прекрасно знают, – признается Сергей Шидловский. – Инспекторы Госавтоинспекции редко работают в «Жилых зонах». Ни одного ДТП с пострадавшими, ранеными на дворовой территории областного центра нет. Выезжаем только по вызову. Основная задача – предупреждение, профилактика правонарушений, которые влияют на безопасность дорожного движения, пресечение тех правонарушений, которые могут привести к ДТП с пострадавшими.
На Московском проспекте возле СШ №11 стоит пятиэтажка старой застройки. Около подъезда, прямо на некогда бывшей клумбе, припарковано авто. По рации Сергею Шидловскому коллеги подсказали информацию о транспортном средстве и как связаться с водителем. Через несколько минут к нам выходит девушка. Сергей Викторович объясняет, что парковка со стороны прилегающей жилой застройки запрещена, а клумба или зеленая зона – это не элемент дороги, предназначенный для остановки и стоянки. Съезд с проезжей части – нарушение Правил дорожного движения. Девушке выписано предупреждение.
– Из практики видишь, как один поставит возле подъезда машину, на следующий день – другой, – комментирует сотрудник ГАИ. – Через месяц уже полдома будет ставить под окнами свои авто и считать, что это норма. Зачастую вызывают ГАИ пожилые граждане и лица, не имеющие личного транспортного средства, не сталкивающиеся с такой проблемой, как парковки.
При соблюдении Правил дорожного движения разрешается останавливаться возле подъездов на время погрузочно-разгрузочных работ. Однако не на пешеходном переходе! Как подтверждение, припаркованная легковушка прямо на «зебре» у ворот Центрального рынка, что на улице Офицерской. Сотрудник ГАИ обращается к водителю через громкоговоритель. Напуганная автоледи появляется через несколько секунд и начинает утверждать, что вышла буквально на минуту, чтобы выгрузить товар. Сергей Шидловский просит показать документы, переставить авто и приглашает присесть в машину ГАИ.
По словам сотрудника Госавтоинспекции, этот участок дороги довольно опасный. Почти напротив расположены ясли-сад №72. Девушка создала аварийную ситуацию, которая может привести к трагедии. Она признала вину, и за отсутствие подобного деяния в течение года автоледи выписывают предупреждение.
Таранить нельзя проехать
Во многих витебских дворах тяжело проехать обычной легковушке, не то что крупногабаритной спецтехнике. Не секрет, что машины МЧС и скорой помощи должны иметь возможность беспрепятственно проезжать во дворы. Однако это происходит далеко не всегда из-за заставленных автомобилями проездов к подъездам зданий и сооружений.
– Въезды, дороги, подъезды к жилым домам и пожарным гидрантам должны содержаться в состоянии, обеспечивающем свободный доступ пожарной аварийно-спасательной техники, – комментирует официальный представитель областного УМЧС Софья Глинская. – При заблокированном проезде к месту вызова сотрудники МЧС выполняют свои обязанности исходя из тех условий, что имеются на данный момент. При этом нередко теряются драгоценные минуты, особенно когда речь идет о спасении человека.
Въездные ворота, шлагбаумы или другие ограничивающие въезд на придомовую территорию многоквартирного жилого дома устройства должны иметь возможность не только механизированного открывания, но и ручного.
Таранить припаркованные машины нельзя. Заблокированный проезд в нередких случаях тормозит водителей пожарной либо медицинской техники. И вряд ли кто осмелится «помять» чужую машину, даже ради спасения чужой жизни. А пока спасателям остается сигналить и ждать, чтобы освободили проезд.
Фото Ирины ХАСАНОВОЙ.