«Ох, ну что это за фильмы сейчас? Сказки новые читать невозможно: непонятно, чему они могут научить. То ли дело у нас было…» – услышала однажды от соседки, к которой приехала погостить пятилетняя внучка, для развлечения захватившая с собой флешку с любимыми мультиками и серию красочных книжек. Не могу полностью с ней согласиться, ведь сегодня сфера развлечений для детей весьма разнообразна и не обязательно полна монстров. Однако нельзя не признать, что сказочный мир претерпел значительные изменения, некоторые из них не идут на пользу подрастающему поколению. Разобраться в спорном вопросе мне помогла директор социально-педагогического центра Витебска Ирина Исаченко.
Советские мультфильмы разносят в пух и прах, отыскивая в них насильственный подтекст и пропаганду асоциального образа жизни (к примеру, курящий Волк из «Ну, погоди!»)
В пику старшему поколению, которое критикует современные сказки и продукты киноиндустрии, молодежь не прочь найти подвох в преданиях старины глубокой. Изучая тему, обнаружила, что даже прошедшие сквозь фильтры худсоветов советские мультфильмы разносят в пух и прах, отыскивая в них насильственный подтекст и пропаганду асоциального образа жизни (к примеру, курящий Волк из «Ну, погоди!»).
Не обошла волна «переосмысления» и русские народные сказки. Колобок и тот попал под раздачу: его историю умудрились отнести к разряду полных насилия, хоть и без «расчлененки». А ведь это очень древняя сказка и версий о символизме, скрытом в ней, немало. По одной из них в изначальном варианте зверей было больше, и по пути от Колобка каждый откусывал по небольшому кусочку, а к лисе добрался лишь тонкий ломоть, который она и съела. Отгадайте, что скрывалось за образом Колобка? Правильно – Луна! Так иносказательно малышам объясняли смену лунных фаз и исчезновение месяца с небосвода.
И подобных примеров в древних сказках немало. Но перейдем к современности. Порой встречаются совершенно абсурдные интерпретации того, что сейчас демонстрируют детям на телеэкранах. Популярный анимационный сериал «Маша и медведь» лондонская газета The Times назвала инструментом политической пропаганды президента России, на что наши восточные соседи ответили со свойственным им юмором. Споры о наличии скрытой или явной агитации оставим компетентным в этих вопросах специалистам и вернемся к нашей теме.
Многие психологи не рекомендуют знакомить мальчиков и девочек с видеоконтентом раньше 3 лет
Что касается выбора сказок и мультфильмов, то здесь необходимо руководствоваться возрастными особенностями детей. Ирина Исаченко сообщила, что многие психологи не рекомендуют знакомить мальчиков и девочек с видеоконтентом раньше трех лет, хотя последнее слово все же остается за родителями. Однако следует учесть, что длительные кино- и мультсеансы (особенно при просмотре на мобильном устройстве) могут навредить здоровью малыша: нарушаются зрение и осанка.
Маленькие почемучки с трех лет начинают активно познавать мир, пытаются установить связи между явлениями природы, а главный источник информации о жизни для них – взрослые. Копируя слова и привычки мам и пап, они примеряют на себя готовые модели поведения. На этом этапе развития, советует Ирина Валерьевна, следует показывать правильный пример, в том числе в сказках и на телеэкранах. Отдавайте предпочтение позитивным повествованиям и мультфильмам, где действия главных героев – детей, взрослых, животных – реалистичные и узнаваемые.
Трехлетний ребенок, да и ребята постарше, воспринимает все буквально, сложные характеры персонажей ему не понять без подсказки взрослых
Именно поэтому желательно не оставлять сыновей и дочерей наедине с телевизором, из которого не умеющий читать малыш получает информацию. Просмотренное (желательно вместе с ребенком) и прослушанное нужно обсуждать, отвечать на вопросы чада. Он их задает не из вредности, чтобы отвлечь маму или папу от важных дел, а потому что чего-то не понимает и хочет разобраться. Вспомните себя в детстве, вам ведь было многое интересно, и к тому же приятно, когда родители уделяли вам внимание.
Лучшей альтернативой запрету к просмотру какого-либо видеоматериала станет стратегия приучения к анализу информации. Что хорошо или плохо, какое поведение героев приемлемо, а какое нет, какие сцены являются негативными и при условии их повторения в жизни ведут к плачевным последствиям – мнение взрослого в этом вопросе для ребенка существенно.
Семья для мальчиков и девочек любого возраста имеет большое значение, следовательно, анимационные и литературные произведения, где между родителями и детьми происходят серьезные конфликты или кто-то из них выставляется в неприглядном свете, лучше исключить.
Это же относится и к сюжетам, где слабых, больных, малышей, стариков или животных обижают: даже не по злобе, а просто подражая сказочным героям, дети могут причинить вред беззащитным или подумать, что проявление агрессии – общепринятая норма.
Ребятишки постарше, становясь более самостоятельными, стремятся проявить себя в группе сверстников.
Примеры решения конфликтов также копируются из семьи, литературы и с ТВ
В кино или мультфильме кто-то кого-то ударил – и все проблемы решились? Почему тогда ребенку не поступить так же? Он не поймет, отчего его наказывают за то, за что его любимого героя поощрили. Поэтому желательно предлагать к просмотру сказки и фильмы, где герои проявляют друг к другу уважение, а споры и разногласия решают конструктивным способом. В то же время взрослые должны разъяснять нормы поведения в обществе и правила хорошего тона, если возникают проблемы взаимоотношений в детской группе.
В 6 – 7 лет ребенка можно знакомить с богатым миром профессий и занятий по интересам. Мультфильмы старайтесь выбирать такие, где порицаются праздность, леность, избегание трудностей и своих обязанностей, а главный герой достигает желаемого и показывает положительный пример.
Дошколята не всегда могут провести четкую грань между вымышленным и реальным миром
Дошколята учатся понимать и объяснять иносказания, шутки, метафоры, хотя они не всегда могут провести четкую грань между вымышленным и реальным миром. Алеша захотел полетать, как Супермен, – прыгнул с комода и ушибся; Лидочка увидела, как ловко орудует ножницами Золушка – и искромсала мамино любимое платье. Конечно, это не самые страшные примеры, но смысл в том, что подражание сказочным героям может привести к нежелательным, а то и печальным последствиям. Почему дети так поступают?
Ирина Исаченко считает, что в большинстве случаев такое происходит, когда ребенок предоставлен сам себе, родители не объясняют ему, что в мире сказок многое понарошку. Конечно, методом проб и ошибок он придет к этому пониманию, но такой путь не всегда безопасен.
Независимо от возраста ребенка следует избегать информации со сценами жестокости, агрессии, насилия, расовой и национальной дискриминации
Если вы заметили у ребенка несвойственное для вашего семейного круга поведение, постарайтесь выяснить, кто послужил для него отрицательным примером. В таком случае следует поставить заслон от негативного воздействия, объяснить, почему плохого героя не следует копировать, показать достойные образцы для подражания.
Если ситуация вышла из-под контроля, обратитесь за помощью к психологу, который подскажет, как скорректировать поведение детей.
В витебском социально-педагогическом центре можно получить консультацию специалиста, в том числе анонимно, по телефонам: 8 (0212) 64-35-36, 64-35-37.
На одной из пресс-конференций у создателя известного мультсериала «Симпсоны» Мэтта Грейнинга попросили прокомментировать тот факт, что многие дети, смотревшие эту анимационную картину, подражают главному герою и ведут себя по-хулигански. На что известный мультипликатор ответил: «Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок был похож на Барта Симпсона, тогда вы сами не должны быть Гомером Симпсоном».
Пример взрослых и их жизненная позиция влияют на развитие личности ребенка в большей степени, чем все мультфильмы и сказки вместе взятые
Некурящий отец легко убедит сына, что табак – это зло, и никакой волк из «Ну, погоди!» на мнение ребенка не повлияет. А похвала девочке от мамы, что она умница, очаровательная даже без косметики и хрустальных туфелек, не позволит юной красавице сомневаться в себе.
В интернете и периодических изданиях вы найдете немало рецензий на «хорошие» и «плохие» сказки и мультфильмы, которые стоит или нет показывать детям. Их, конечно, можно принять к сведению, но лучшим заслоном от негатива и вредного для вашего ребенка контента будет личное ознакомление с ним. Мамы и папы знают своих чад, их привычки, страхи, и смогут самостоятельно решить, что подходит для их дочерей и сыновей.
Инфографика Людмилы КОСТЮЧЕНКО, фото Дмитрия ОСИПОВА, mybiysk.ru