Велодорожек в Витебске не так уж и много, хотя в большом городе они нужны. Но почему и те, что есть, зачастую не используются по назначению?
ДТП на ровном месте
Недавно на широком тротуаре одной из витебских улиц я едва не попала в ДТП. А дело было так… Иду, никому не мешаю. Вдруг вижу: навстречу летят трое подростков на велосипедах – хохочут, цепляют друг друга, не обращая внимания на окружающих. Казалось бы, и места, чтобы разминуться, там достаточно, но, учитывая непредсказуемую траекторию передвижения мальчишек, едва увернулась. Внутри меня сразу включился режим «ворчливой бабки», в голове закрутилось: «Хоть бы немного смотрели, куда несутся! Тем более что справа специально выделена велодорожка. Вот и ехали бы по ней!»
Но когда я внимательнее пригляделась к прохожим впереди, то возмущение быстро утихло. Стало понятно, что двигаться по велодорожке у ребят не было никакой возможности: метрах в ста от меня по отведенной для двухколесного транспорта части тротуара не спеша шли две дамы. И уступать кому бы то ни было место они не собирались. Так и вышагивали ровно по зоне, очерченной белой линией, до самого перекрестка. И хотя у меня, пешехода с большим стажем, накопилось немало претензий к велосипедистам, а в последнее время еще и к любителям самокатов, но вот в такой конкретной ситуации разве можно было осуждать сторонников велопрогулок? Получается, даже когда отдельная дорожка для них есть, порой нет шанса ей воспользоваться.
Так можно ли как-то отрегулировать взаимоотношения пешеходов и тех, кто предпочитает передвигаться на двухколесных конях, сделав городские тротуары максимально комфортными и безопасными для каждого?
Правила лучше соблюдать
Статистика Госавтоинспекции свидетельствует, что нарушители встречаются среди всех категорий: и пешеходов, и велосипедистов, и автолюбителей. В лучшем случае это просто доставляет неудобство, а в худшем – приводит к возникновению ДТП.
– В области с начала года произошло 37 дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов. При этом пять человек погибли, 32 были ранены, – пояснила начальник отделения агитации и пропаганды ГАИ УВД Витебского облисполкома Надежда Касперович. – С велосипедистами за тот же период произошло девять ДТП, погибло двое, ранено восемь.
В списки пострадавших попали и несовершеннолетние, отметила капитан милиции. Из перечисленных выше дорожно-транспортных происшествий шесть случилось с участием детей-пешеходов и два – с участием юных велосипедистов. Для сравнения, в прошлом году последняя цифра была выше в 3,5 раза.
Но, конечно, вопросы все еще остаются – как к пешеходам, так и к любителям двухколесного транспорта.
– Осенью прошлого года появились изменения в Правилах дорожного движения. И мы сейчас боремся за то, чтобы научить велосипедистов ездить аккуратно, – говорит капитан милиции. – Изменился важный момент: раньше при пересечении проезжей части они должны были спешиваться и перекатывать свой велосипед. Но чтобы сделать движение более комфортным, было разрешено переезжать дорогу по пешеходному переходу. Однако некоторые игнорируют тот факт, что согласно ПДД велосипедист должен, во-первых, убедиться в безопасности своего переезда, а во-вторых, пересекать проезжую часть со скоростью пешехода. Иногда приходится наблюдать, как люди на скорости вылетают на проезжую часть.
Мало того, что они тем самым нарушают Правила дорожного движения и привлекаются за это к ответственности сотрудниками ГАИ, такие велосипедисты еще и создают неудобства для пешеходов, вдобавок это небезопасно и для них самих, и для автолюбителей, подчеркнула Надежда Касперович. Потому что когда человек пересекает проезжую часть медленно, у водителя есть возможность его заметить. А если вылетает на дорогу на скорости, то шанс его увидеть и вовремя отреагировать минимален.
Кто где главный
Что касается перемещения на двухколесном транспорте по городу, то, как сказала Надежда Касперович, в ПДД четко определено: ехать нужно по велосипедной дорожке, а если ее нет – можно по тротуару или обочине. И движение должно осуществляться так, чтобы не создавать препятствий и опасности для пешеходов. При отсутствии вышеназванных элементов дороги или невозможности воспользоваться ими допускается передвижение по проезжей части не далее 1 м от ее правого края. Кстати, на так называемые средства персональной мобильности (электросамокаты, сегвеи и т. п.) распространяются те же требования ПДД, что и на велосипеды.
С другой стороны, соблюдать правила необходимо и пешеходам. Они не должны игнорировать дорожную разметку и двигаться по той части тротуара, что предназначена для двухколесного транспорта.
– На велосипедной дорожке главный велосипедист, на пешеходной – пешеход, – конкретизировала Надежда Касперович. – А подводя итог, хочется отметить, что в основе всего должна быть взаимовежливость. Следует понимать, что пока люди ведут себя некультурно на дороге, сколько ни меняй ПДД, порядка не будет. Нужно обращать внимание на дорожные знаки и разметку и думать не только о собственном комфорте, но и о других участниках дорожного движения.
Фото Дмитрия ОСИПОВА.