Для многих витебских рыбаков привлекательны места на Западной Двине возле деревни Курино. Тропа любителей лова вдоль берегов реки никогда не зарастает. Здесь находятся известные куринские ямы, где водятся сомы, щуки, судаки, лещи. В поисках трофея сюда съезжаются спиннингисты и приверженцы донных снастей.
В последнее время в обиход вошло еще одно понятие с прилагательным «куринский», а именно – песок. Из-за отсутствия извести он востребован у производителей керамических изделий. В частности, минский «Керамин» регулярно покупает необходимые объемы. Специалисты предприятия объехали всю Беларусь и только на Витебщине нашли сырье должного качества. Куринский песок состоит из мелкой фракции и имеет насыщенный коричневатый оттенок.
Под Курино природный материал из реки изымали еще в советские времена. Но с 1990-х в связи с угасанием экономической активности речной флот отсюда ушел и вернулся с началом строительство Витебской ГЭС, когда потребовались громадные объемы.
Песок нарасхват
В навигационный период здешние воды бороздят суда филиала «Витебскводтранс» РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь». Экипажи теплоходов, плавучих кранов (КПЛ), земснаряда, через 3-7 суток сменяя друг друга, доставляют на берег важный строительный материал.
Как сообщил директор предприятия Анатолий Леонов, в числе основных потребителей «Витебский ДСК», «Жилстрой», «Завод сборного железобетона №3», «Керамика». Речной песок использовался при возведении в областном центре Полоцкого путепровода и реконструкции ул. Гагарина. К слову, в июне-июле для удовлетворения потребностей строителей важной городской артерии отгрузка обеспечивалась в две смены, в том числе ночью.
В коллективе трудятся около ста человек, непосредственно на реке – сорок. Анатолий Леонов считает, что с такими людьми можно горы свернуть. Ежегодно растут объемы реализации песка и соответственно зарплата. По итогам работы в 2020-м «Витебскводтранс» занесен на областную Доску почета.
Река зовет
По словам капитана-наставника Леонида Лепёшкина, из речников выход только один – на заслуженный отдых. Те, кто приходят работать на воду, настолько пропитываются духом романтики и коллективизма, что на берег, как говорится, не выгнать. Среди таких людей экипаж теплохода в составе капитана Виталия Якубовского и моториста Вячеслав Ивахненко.
Виталий работал в строительной отрасли, слесарем-ремонтником. Но затем «река позвала». Стал мотористом земснаряда, потом в Гомеле закончил школу командного состава и уже шестую навигацию на капитанском мостике. Вячеслав пришел в «Витебскводтранс» в 2015-м, до этого трудился в убойном цехе мясокомбината.
С Припяти на Двину
Крановщик Максим Михейко родом из Ушач. После армии вслед за молодой женой уехал в Мозырь, устроился в речной порт. Работал первым помощником капитана буксира, в основном занимались очисткой русла Припяти. Командировки длились до пятнадцати суток. Поднимались вверх по течению могучей полесской реки до Микашевичей Брестской области и спускались вниз почти до Чернобыльской АЭС.
Через десять лет по семейным обстоятельствам Максим Михейко вернулся в северный регион и пришел в «Витебскводтранс», чтобы найти работу по специальности. Вакансий на теплоход не было, предложили должность моториста на КПЛе. Более года назад он пошел на повышение в прямом и переносном смысле – стал крановщиком. Теперь Максим находится в кабине в метрах пяти над палубой, управляя ковшом при загрузке и разгрузке баржи водоизмещением 300 т. На каждую операцию уходит около трех часов. В течение этого времени крановщик сотни раз совершает круговые движения. За смену доставляется 2-3 баржи. Рабочая вахта у экипажа Максима Михейко длится семь суток, соответственно за ними следует неделя выходных.
Быт, как дома
В речном флоте с давних времен сохраняется понятие «колпитание» (коллективное питание). В месяц каждому члену экипажа выделяется 150 руб. для приобретения продуктов на время вахты. В складчину речники затариваются всем необходимым – овощами, макаронами, крупой, тушенкой, мясом, консервами.
Обязанности повара на судах возложены на мотористов с соответствующей доплатой. Камбуз оборудован электрической и газовой плитами, холодильником, микроволновкой. В быту помогает стиральная машина, в кают-компании установлен телевизор с DVD-приставкой.
Осторожно – звери!
После строительства Витебской ГЭС вода здесь значительно поднялась и весь год держится примерно на одном уровне. Широта реки не мешает миграции животных, которые на протяжении многих поколений в течение сезона меняют места обитания, невзирая на водную преграду. Виталий Якубовский рассказывает, как однажды с левого берега прямо на базу флота плыла белка. Добравшись до незнакомых сооружений, она поднялась на баржу, ошалелыми прыжками перебежала КПЛ, затем стремительно преодолела огромную кучу песка и скрылась в лесополосе. По весне с левого берега переплывали реку лоси и косули. Теперь их можно видеть мирно пасущимися у деревень Кулаково и Будислово. Часто в искусственных барханах песка роют норы под гнезда ласточки и стрижи. Но их домики недолговечны и существуют недели две.
Иногда капитанам теплоходов немало хлопот доставляют рыбаки. Недисциплинированные любители лова снимаются с якоря перед самым носом баржи. А рисковая молодежь может нарезать круги на моторных лодках в непосредственной близи прямо по курсу. Им невдомек, что теплоход – не автомобиль, резко не затормозит, на его ход влияют ветер и течение.
Подводные загадки
Воды Западной Двины скрывают еще много тайн. Несколько лет назад на старой площадке по течению ниже Витебска ковш КПЛа одну за другой стал вынимать забитые в дно деревянные сваи. Вероятно, они были основой моста. Вдруг ковш зацепил нечто такое, что мощный кран с 30-тонным противовесом накренился. Находку так и не смогли поднять. Возможно, КПЛ наткнулся на танк или большое артиллерийское орудие времен войны. Но это уже другая история.
Фото автора.