Три года назад из Купинского района Новосибирской области в Полоцкий переехала семья Баженовых. Ее глава Петр Николаевич трудится животноводом на сельхозпредприятии «Горяны-Агро», дочери Алёна и Ольга здесь же – операторы машинного доения, жена Екатерина Петровна – пенсионерка, есть 16-летний внук. Их позвали сюда двоюродные родственники – три сестры и брат Екатерины Петровны, которые поселились на Полотчине много лет назад. Муж одной из сестер – местный уроженец, перевез свою семью и сагитировал присоединиться тещу с сестрой жены. Они уже давно граждане Беларуси.
Баженовы на новом месте сначала снимали жилье. Затем руководство сельхозпредприятия предоставило им один из освободившихся в агрогородкеГоряны усадебных домов. В нем живут родители с младшей дочерью, а старшая с сыном – в отдельной квартире.
Настоящими хозяевами отрекомендовал сибиряков председатель Горянского сельсовета Николай Карасев, который и привел нас на эту усадьбу. Дом подремонтировали по своему вкусу. В уютной обстановке сразу же обращает на себя внимание печка. Топка на кухне, стенки – в разных комнатах, печь небеленая, обмазана коричневой глиной с песком, в которую равномерно вкраплены небольшие гладкие камешки. Оригинально смотрится. Но задумано так было не только ради красоты, пояснила хозяйка, а и для массажа спины – если прислонишься погреться. Еще Екатерина Петровна с Ольгой пекут в ней хлеб – это лишь одна из многолетних сибирских привычек, привезенных в ГоряныБаженовой-старшей.
– Мама научила. Формы для буханок – чугунные, корыто для теста – деревянное, специально купили у одной бабушки-немки, уезжавшей в Германию. Выгоднее печь самим, чем покупать, к тому же домашний хлеб вкуснее магазинного, – говорит она.
Какого-то особенного рецепта нет, единственное условие – нужны дрожжи, приготовленные из хмеля. Для первоначальной закваски с родины были привезены сухие – естественно, самодельные, а чтобы иметь «замес» в течение года, Екатерина Петровна собирает летом хмель, которого полно на здешних пустырях («цветы-шишки да маленько веточек для крепости»), варит в воде и настаивает.
– Сушу дрожжи на ткани под навесом, не на открытом солнце. Хранятся они до двух лет, не теряя качества. А мука для хлеба требуется первосортная, потому что если будет с малым количеством клейковины, тесто получится жидким. Сухие отруби можно купить в магазине, перетереть и – в квашню, мешать до густоты, – рекомендует Екатерина Петровна.
Мы попали в дом к Баженовым, когда они сажали прямоугольные и круглые формы с пышным тестом в дышащую жаром печь. Хозяйке помогал муж, все у них получалось четко, слаженно. Глядя со стороны, понимаешь: вот уж действительно хлеб – всему голова, без него нечего и за стол садиться.
Возле дома – каркас еще для одной печки, которую Петр Николаевич готовится строить под навесом. Как в Сибири, где у них во дворе стояла русская печь, и в ней вкусными и красивыми получались любые буханки – «кирпичики», караваи. Так что будет еще один повод заглянуть в гости к Баженовым, чтобы насладиться замечательным зрелищем хлебопечения на открытом воздухе.
Усадьба обширная, земли много. Разбили сад, в котором растут яблони, груши и много чего еще. Любо-дорого посмотреть на подворье в теплое время года: гладиолусы, георгины, другие цветы – это общее увлечение мужа и жены. А в отгороженном хозяйственном «секторе» водятся не только кролики с курами, но и голуби. Недавно супруги гостили в Сибири, где со своей семьей остался их сын Александр. Оттуда привезли в Горяны голубей Петра Николаевича, страстного любителя этих птиц: 2 пары белых, одну – мраморных и одну – коричневых. Тот самый случай, когда говорят: охота пуще неволи. Оставлял их у друзей, пока семья как следует не обосновалась в Беларуси. Трое суток ехали пернатые к новому месту жительства поездом, в удобно оборудованной сумке.
Петр Николаевич голубями увлекся с детства. Мода такая была в их селе Михайловка не только среди мальчишек, а и взрослых. Сначала держал «простых», потом отец подарил более красивую пару – «вертуны» называются. Дело дошло до того, что Петя втайне от родителей стал обменивать на голубей домашних кур. За крупную двоих можно было заполучить, а если не очень – одного давали. От мамы за неравноценный бартер не попало только потому, что кур на подворье водилось много. Одного птенца мальчик выкормил изо рта. Голубь вырос ручным, сядет, бывало, Пете на голову и воркует. Пропал, когда его хозяин отдыхал в пионерлагере. Рабочие, проводившие в селе линию радиопередачи, приманили ручного голубка и забрали. Дружба Петра Николаевича с этими птицами длится более 40 лет. В Горянах он пока единственный голубятник, но единомышленники наверняка появятся: уж больно красивое это зрелище – разномастные голуби в небе.