«По подъездам ходят люди, а не квадратные метры. Почему стоимость уборки лестничных клеток рассчитывается исходя из общей площади квартиры, а не от количества проживающих?» – этот вопрос чаще других задавали на «прямой линии» начальнику управления ЖКХ облисполкома Юрию Дядёло.
– Расчет стоимости санитарного содержания вспомогательных помещений, а именно так в соответствии с Указом №535 от 31.12.2015 корректнее называть уборку подъездов, основан на действующем законодательстве нашей страны. Так, Жилищным кодексом определено, что вспомогательные помещения жилого дома являются общей собственностью владельцев квартир, причем доля собственности каждого зависит от общей площади квартиры. Это значит, что ваша доля в праве общей собственности будет рассчитываться простым соотношением общей площади дома к общей площади вашей квартиры. Исходя из этого, Жилищным кодексом регулируется и порядок несения затрат собственниками на содержание общего имущества в целом – пропорционально доле в праве общей собственности. Эта норма применяется для расчета платы за некоторые виды жилищно-коммунальных услуг, в том числе за уборку, техническое обслуживание, ТО лифта.
Если говорить простыми словами, то чем больше ваша квартира по площади, тем больше доля в праве общей собственности и, соответственно, платить за поддержание порядка также будете больше.
Такой расчет основан на том, что при строительстве жилого дома в стоимость квадратного метра квартиры включены затраты на строительство вспомогательных помещений, крыши, лифта, инженерных систем.
«Что относится к вспомогательным помещениям, какие есть нормативы по их уборке?» – спросила Ольга Немиро.
– Согласно Жилищному кодексу Республики Беларусь к вспомогательным помещениям многоквартирного жилого дома относятся помещения вне квартир, предназначенные для обеспечения эксплуатации жилого дома: вестибюль, коридор, галерея, лестничные марши и площадки, лифтовые холлы и другие помещения.
Норматив минимальной частоты уборки вспомогательных помещений определен Постановлением №12 «Об установлении перечня работ по техническому обслуживанию и периодичности их выполнения» от 20 мая 2013 г. Сюда входит сухая уборка мест общего пользования от мусора (не менее 2 раз в неделю), мойка лестничной клетки (2 раза в месяц), уборка подвала, технического подполья, чердака, технического этажа, технических помещений и помещения специального назначения (2 раза в год), обметание пыли с потолков, влажная протирка стен, дверей, плафонов, отопительных приборов (1 раз в год), мойка окон (1 раз в год – весной), уборка дворового туалета, если он есть (1 раз в день).
Дезинфекция, дезинсекция (уничтожение насекомых), дератизация (уничтожение грызунов), уборка кабины лифтов по-прежнему будет осуществляться ЖЭСом.
«Кто контролирует уборку подъезда, и можно ли сделать перерасчет, если недоволен ее качеством?» – задал вопрос Андрей Баран из Витебска.
– В первую очередь уборку контролируют жильцы, и если качество вас не удовлетворяет, то имеете право требовать перерасчет. Также напомню, что жильцы могут принять решение о самостоятельной уборке своих подъездов в соответствии с графиком, установленным общим собранием.
«Почему у одних тариф на санитарное содержание вспомогательных помещений 256 рублей за 1 кв. м, а у других – 919 и более?» – такие вопросы также были в лидерах.
– Этот тариф образуется исходя из фактических затрат, и даже в соседних домах он может отличаться. В доме без мусоропровода тариф будет 250 – 300 рублей, там, где есть такое оборудование, – 800 – 1 000, потому что увеличиваются затраты на его обслуживание. Чтобы удешевить плату за санитарное содержание вспомогательных помещений, решением общего собрания жильцов подъезда можно отказаться от пользования мусоропроводом. Мы его заварим, установим контейнеры для раздельного сбора мусора, и ваши расходы уменьшатся.
«Можно ли проконтролировать снятие показаний с приборов подомового учета? И как делится электроэнергия, затраченная на освещение подъездов, движение лифта и на ЖЭУ, которое находится у нас в доме?» – уточнила Тамара Адамовна из Витебска.
– Проконтролировать, конечно, можно, но не когда кому вздумается. Для участия в комиссии по снятию показаний приборов учета необходимо выбрать одного представителя. Электроэнергия делится очень просто, так как на лифт, места общего пользования и ЖЭУ – отдельные приборы учета.
«Как считается оплата за электроэнергию, потребляемую на освещение вспомогательных помещений, если у меня и моих соседей в жировке стоит разная сумма?» – поинтересовалась витебчанка Екатерина Мухина.
– Эта услуга рассчитывается в соответствии с пунктом 1.4 Указа №535 от 31.12.2015: расходы организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, на электроэнергию, потребляемую на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования, за исключением лифтов, в многоквартирных жилых домах, возмещаются ежемесячно потребителями соразмерно общей площади принадлежащих им или занимаемых ими жилых и (или) нежилых помещений. То есть из общедомового расхода электроэнергии выделяется ваша доля соразмерно общей площади квартиры, за что вам и выставляется счет.
«Кто будет оплачивать уборку подъездов, техобслуживание, освещение той площади домов, где размещаются магазины, библиотеки?» – поинтересовалась жительница Витебска Лилия Валентиновна.
– Площадь, принадлежащая этим организациям, вычленяется из общей площади дома. Магазины, библиотеки платят по отдельным договорам по тарифам для юридических лиц, к тому же каждая такая организация оборудована приборами учета.
«Что сейчас входит в техобслуживание дома?» – интересовались жители Витебщины.
– Теперь в техобслуживание входят работы по поддержанию в исправном и работоспособном состоянии конструктивных элементов, инженерных систем, за исключением лифтов, обеспечению установленных параметров и режимов работы инженерных систем, кроме лифтов, подготовке жилых домов к условиям весенне-летнего и осенне-зимнего периодов. Из техобслуживания исключены уборка подъездов, придомовой территории и освещение подъездов.
Что касается лифтов, то хотелось бы уточнить, что плата за ТО лифта не будет насчитываться жителям первых этажей и вторых, если у них на этаже заблокирована кнопка вызова лифта.
«Куда я могу обратиться за материальной помощью, если у меня слишком много денег уходит на оплату жилищно-коммунальных услуг?» – поинтересовалась пенсионерка Галина Голюченко.
– За адресной социальной помощью вы можете обратиться в управление по труду, занятости и соцзащите облисполкома, попросту в собес. Но сейчас готовится проект указа по безналичным жилищным субсидиям, которые будут предоставляться, если оплата за ЖКУ превысит 20% от совокупного дохода. Субсидии будут предоставляться только в соответствии с нормативами. По социальным расценкам сегодня насчитывают за 20 кв. м жилой площади на человека + 10 кв. м на семью, то есть, если живешь один в трехкомнатной квартире 70 кв. м, то под льготы подпадают 30 кв. м, а на остальные 40 полное возмещение затрат. А если в такой же квартире зарегистрированы 3 человека, то все 70 метров им считаются по льготной цене. Значит, если хочется одному жить в большой квартире – плати больше. Если не по карману – меняй на меньшее жилье.
* * *
Телефон в этот день не выдерживал шквала звонков: одни вызовы срывались на полуслове, кому-то все же удалось дозвониться после нескольких попыток. Решали жители Придвинья и конкретные проблемы своих жилищ. Одним нужно провести горячую воду, у других в доме течет крыша, третьим выставили слишком большой счет за санитарное содержание вспомогательных помещений. Со всеми вопросами Юрий Дядёло обещал разобраться.
– При едином областном расчетном центре по начислению платы за жилищно-коммунальные услуги, который сейчас в стадии создания, мы также планируем организовать единый областной контактный центр, куда может позвонить любой житель Витебщины и получить квалифицированную консультацию, в том числе и по начислению платежей, – заключил Юрий Адамович.
Фото Елены АЛИМОВОЙ.