В 2013-2014 годах местные исполнительные и распорядительные органы области провели приватизацию более 31 тысячи объектов недвижимости. Но не всегда это происходило в соответствии с нормами законодательства.
Процесс приватизации жилых помещений, который активно идет в последние годы, постоянно находится в зоне внимания органов прокуратуры и Комитета государственного контроля. Но сколько бы проверки ни выявляли недочетов, жалоб от населения по данным вопросам меньше не становится. Причем зачастую — вполне обоснованных, как следует из информации, представленной КГК области. В результате формального отношения некоторых должностных лиц к исполнению служебных обязанностей в 2014 году число обращений граждан о нарушениях законодательства при приватизации жилых помещений возросло более чем вдвое: со 101 до 211.
Кроме того, увеличилось с 48 до 316 количество административных жалоб на решения исполкомов по данному вопросу. Согласитесь, это не назовешь случайностью.
А ведь до завершения срока, когда население может приватизировать свое жилье, остается немного — чуть более года. Тем важнее учитывать интересы граждан и обеспечивать соблюдение их прав в ходе данного процесса.
Эти вопросы обсуждались в конце февраля в Витебском облисполкоме, где состоялось совместное заседание коллегий прокуратуры области и Комитета государственного контроля «О результатах надзора и контроля за соблюдением требований законодательства при приватизации жилых помещений государственного жилищного фонда и ином их распоряжении». Было отмечено, что в июне 2014 года на коллегии КГК рассматривались промежуточные результаты контрольных мероприятий. Местным органам власти давались конкретные поручения по исправлению проблемных ситуаций, выявленных органами прокуратуры и Комитетом госконтроля. Тем не менее проверки, проведенные во второй половине 2014 года и январе-феврале 2015-го, показали, что негативные тенденции по-прежнему не устранены.
Причинами и условиями нарушений являются отсутствие необходимого контроля со стороны горрайисполкомов за процессом приватизации госжилфонда и оценки жилых помещений, а также ненадлежащее исполнение уполномоченными лицами своих должностных обязанностей.
Например, вопреки нормам Жилищного кодекса Республики Беларусь исполкомы не соблюдали месячный срок рассмотрения заявлений граждан о приватизации в Новополоцке, Оршанском, Лиозненском, Глубокском, Городокском и других районах. Повсеместно выявлены нарушения требований Положения об определении стоимости объектов приватизации, утвержденного Постановлением Совета Министров №421. Витебским горисполкомом не были определены коэффициенты качества жилой среды по областному центру. Неверно применялись коэффициенты потребительских качеств жилых помещений, неправильно определялась площадь объектов недвижимости в Витебске, Бешенковичском, Лепельском, Полоцком, Сенненском, Толочинском и ряде других районов
Это влекло за собой как завышение, так и занижение стоимости приватизируемого жилья. Так, в областном центре КГК только в рамках рассмотрения поступивших обращений граждан выявил завышение стоимости подлежащих приватизации квартир на общую сумму 2,3 млрд рублей.
Обнаружены и другие недостатки. В Полоцке установлены случаи, когда решения о приватизации жилых помещений в домах, являющихся историко-культурными ценностями, принимались без подписания гражданами охранных обязательств. Витебский горисполком допустил факт перехода в собственность социального жилья.
Кроме того, в большинстве районов (среди них — Бешенковичский, Оршанский, Миорский, Докшицкий, Дубровенский, Чашникский, Поставский, Лиозненский и др.) решения местных исполнительных и распорядительных органов о приватизации принимались при отсутствии необходимых документов, предусмотренных законодательством об административных процедурах. Отсутствовал должный контроль за своевременным поступлением в бюджет средств, получаемых в ходе данного процесса. Не принимались надлежащие меры по взысканию просроченной задолженности по уплате очередных взносов за приватизируемое жилье и (или) расторжению договоров купли-продажи в судебном порядке, что влекло за собой необоснованные потери доходной части бюджета.
В большинстве районов местные органы власти возложили функции по приему заявлений на приватизацию, подготовке их к рассмотрению и выдаче принятых решений на организации жилищно-коммунального хозяйства. А вот должный контроль за выполнением этих функций не обеспечили. Работа оценочных комиссий, созданных при горрайисполкомах, носит формальный характер. Фактически расчет стоимости приватизации производится одним специалистом ЖКХ, зачастую не обладающим необходимыми знаниями. Достоверность расчетов членами комиссий не анализируется. Такие случаи обнаружены в Витебском, Оршанском, Полоцком и других районах.
И это далеко не полный перечень выявленных в данной сфере недостатков. По результатам контрольных мероприятий прокурорами городов и районов председателям горрайисполкомов было направлено 21 представление, принесено 20 протестов на решения о приватизации жилья, объявлено одно официальное предупреждение. Всего за допущенные нарушения к дисциплинарной ответственности привлечено 38 должностных лиц горрайисполкомов и организаций ЖКХ.
Наказывать тех, кто не соблюдает требования законодательства, будут и впредь, ведь такие люди причиняют ущерб государству и нарушают права граждан, участвующих в приватизации. По результатам состоявшегося заседания коллегий Витебскому облисполкому, управлению ЖКХ облисполкома, председателям горрайисполкомов поручено принять к виновным должностным лицам жесткие меры, вплоть до освобождения от занимаемой должности. Органам местной власти необходимо также обеспечить достоверную оценку жилого фонда, подлежащего приватизации, и перепроверку расчетов членами оценочной комиссии, чтобы не допустить повторных обращений граждан по данным вопросам. Кроме того, следует организовать учет денежных средств, получаемых от приватизации, и системный контроль за своевременным их поступлением в бюджет. Прокуратура и Комитет госконтроля будут жестко контролировать выполнение этих поручений.
Фото Антона Степанищева