Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Социум

Вместе с речниками на катере по Западной Двине отправились в плавание корреспонденты «ВВ»

Корреспонденты «ВВ» с сотрудниками отдела путевых работ филиала «Витебскводтранс» РУЭСП «Днепробугводпуть» прошли на служебном катере 18 км по Западной Двине от речного порта до Витебской ГЭС.

Как рассказал прораб путевых работ Иван Русин, отдел обслуживает 177 км реки от Сосницы Полоцкого до Круподер Витебского районов. В обязанности входят установка и обслуживание водных и береговых знаков, которые помогают судоводителям правильно выбирать маршрут движения. В нынешнем году на всем протяжении на воде установлено 50 металлических буев и 129 деревянных вех, обозначающих кромки фарватера. Под присмотром службы находятся 101 береговой перевальный столб (если идешь на него, значит, держишься наиболее глубокого и безопасного хода), километражные знаки и указатели с названием основных притоков, впадающих в Западную Двину.

Белый – левый, красный – правый 

Знаки белого цвета устанавливаются вдоль левого берега реки, красного – правого. Они крепятся на толстой проволоке с бетонным грузом. Раньше использовали металлический, но любители легкой наживы часто воровали железо и сдавали в скупку. К слову, иногда вандализму подвергаются и деревянные перевальные столбы. Их жгут или берут для собственных нужд. Однажды в Улле Бешенковичского района речники не успели поставить знак, как он оказался на дворе у хозяйственного мужичка. Пришлось пригрозить милицией, чтобы вернуть на место важный элемент береговой обстановки.

Веха представляет собой жердь длиной 7 — 10 м. Она должна быть хорошо высушена, но все равно служит 2 — 3 года.

Буи весом в несколько десятков килограммов пронумеровываются, чтобы при неординарном случае судоводитель смог точно указать местонахождение проблемного участка. Кроме обозначения кромки фарватера, буи могут нести и иную информацию. Например, начерченные крест-накрест черные линии означают опасность. Такой знак стоит у строящейся набережной возле культурно-исторического комплекса «Золотое кольцо города Витебска «Двина».

Для сведения рыбаков можно добавить: не забрасывайте удочки и спиннинги вблизи буев и вех – это чревато потерей оснастки. По осени, собирая знаки, речники находят немало поплавков, блесен и воблеров, зацепившихся за проволоку.

Экипаж 

Двенадцатиметровый катер СК-05 мощностью двигателя 170 лошадиных сил идет в сцепке с баржей такого же размера. Она называется завозня и принимает на борт все необходимое оборудование.

Команда судна – четыре человека: капитан Игорь Иванов, сменный капитан Николай Кокошко, мотористы Никита Шилов и Ян Кувшинов. Игорь Иванов провел детство на берегу Двины в витебском микрорайоне Тирасполь. На предприятие пришел 33 года назад шестнадцатилетним юношей по совету дяди. Начинал лебедчиком на кране, затем был мотористом. Окончив в Гомеле школу командного состава (ШКС), стал капитаном.

Николай Кокошко родился в Островно Бешенковичского района, выучился в Витебске на слесаря-ремонтника, отслужил в армии. Хотел пойти в милицию, но вызова после комиссии так и не дождался. Два года работал грузчиком в магазине. Старший брат Андрей (сейчас он судовой инспектор, нечто вроде речного ГАИ) предложил пойти в порт. Начинал мотористом на буксире, также окончил гомельскую ШКС. Из двадцати лет речного стажа восемнадцать Николай Кокошко трудится в паре с Игорем Ивановым.

Никита Шилов пять лет назад устроился сварщиком в мастерскую порта, здесь токарем работал его отец. Потом уехал в Москву на заработки, вернулся, говорит, что ничего хорошего там нет. В будущем хочет стать капитаном.

Самый молодой член экипажа Ян Кувшинов родом из Верхнедвинска. В прошлом году окончил гомельский лицей речного флота. В «Витебскводтрансе» проходил практику и после учебы был сюда распределен. Живет в общежитии, обзавелся знакомыми. В дальнейшем планирует поступить в вуз.

В постоянном движении 

Все члены экипажа уверены, что их работа намного интереснее, чем на плавучем кране или буксире, которые редко выходят за пределы опорных точек добычи песка. Здесь же постоянное движение, нет монотонности. После выставления знаков каждые десять дней делается объезд подконтрольной территории, в том числе с ночевкой. С падением уровня воды буи и вехи переставляются, сужая фарватер, обкашиваются перевальные столбы. Еще одна важная задача – поиск препятствий в фарватере (траление). Бывает, что валун сдвигается льдом или смещается, подмытый водой, и это может помешать безопасному судоходству. При тралении катер становится боком к течению, поперек фарватера опускается специальная труба. Иногда СК-05 задействуется милицией и МЧС.

В речном флоте есть термин «колпитание» (коллективное питание). Капитану СК-05 на экипаж выделяется определенная сумма для приобретения продуктов. В основном покупают нескоропортящиеся товары – макаронные изделия, крупу, тушенку, консервы. Чаще всего в рационе макароны по-флотски.

Капитаны судов могут общаться при помощи звуковых сигналов. Точки и тире свое­образной азбуки Морзе состоят из коротких и продолжительных звуков. В списке сигналов «Внимание» (при подходе к причалу), «Изменяю свой курс влево (вправо)», «Мои двигатели работают на задний ход», «Человек за бортом» и другие.

Только факты 

На Западной Двине нечасто можно встретить теплоходы, поэтому каждая поездка СК-05 не обходится без приветствия экипажа с берега, особенно рады дети.

Под железнодорожным мостом, ведущим в Оршу, лежат куски довоенной переправы. Ее остатки особенно хорошо видны по малой воде.

Знак с перечеркнутым в круге якорем означает, что по дну реки проложена коммуникация: электрокабель, водовод, канализационный коллектор, газопровод, нефтепровод. В таких местах бросать якорь нельзя.

Николай Кокошко отмечает, что сейчас по реке плывет меньше мусора. Есть надежда, что это связано с повышением культуры людей. Ведь мы должны передать будущим поколениям главную реку Витебщины в надлежащем состоянии.

Фото Дмитрия ОСИПОВА.


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Главные новости Витебска и Витебской области. Все права защищены.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ