С Иваном Юхно, в прошлом воином-интернационалистом, встретились на Миорском металлопрокатном заводе. Теперь бывший водитель и строитель на суперсовременном предприятии занимается занимается наладкой оборудования. На вопрос, как освоил европейские механизмы, отшутился. Мол, не боги горшки обжигают, и мы, белорусы, не лыком шиты. Людей смекалистых хватает.
Свою смекалистость Иван Юхно проявлял не раз, она помогла ему во время службы в армии, на войне в Афганистане и позже, в мирной жизни, когда пришлось научиться многому. Человек он степенный, уважаемый в коллективе и городе, везде, где работал, оставил о себе добрую память. Но чаще всего, узнав, что он прошел через Афганистан, знакомые и незнакомые интересуются именно этим периодом его биографии. Людям всегда интересно, как чувствует себя человек на войне, они хотят узнать из первых уст о пережитом. Я не был исключением.
– Вы спрашиваете о том, что я хотел бы забыть как страшный сон, – сказал Иван Юхно. – А он, случается, возвращает в то время, когда жмешь на педаль и никак не можешь достичь, казалось бы, близкого поворота, за которым сможешь скрыться от обстрела. Вскакиваешь в холодном поту и уже до утра не уснешь. В голове всплывают эпизоды боевых операций, победы и потери товарищей.
Когда он входил в призывной возраст, война в Афганистане шла не первый год. Среди населения уже ходила разная информация, не всегда совпадающая с официальной. Конечно, родителям не хотелось, чтобы сын попал на войну. Другого мнения придерживался он сам. Пришло время служить, значит, и ему выпало защищать Родину на южных рубежах. Сам написал заявление с просьбой отправить его в Афганистан.
– Понимал, куда и зачем отправляюсь, что могу не вернуться. Но чувство долга, привитое нашему поколению, взяло верх, и я сделал свой выбор. А дальше все пошло, как и у многих других моих сверстников, по накатанной колее – учебка, перелет в другую страну, война, – вспоминал воин-интернационалист. – В учебно-тренировочном центре в Фергане мы прошли серьезную подготовку. Там из нас, «зеленых» юнцов, инструкторы сделали подготовленных солдат. Научили защищать свои позиции и брать вражеские, прыгать с парашютом, подготовили к физической нагрузке, столь необходимой для боевых действий в горах. В полной экипировке в жару мы бегали 10-километровый кросс, и еще 7 км до его начала и столько же назад. 18-килограммовый бронежилет, автомат, рюкзак, наполненный песком для веса… Конечно, было тяжело, но мы, сжав зубы, тренировались, понимая, что на войне в чужой стране это поможет не только успешно воевать, но и выжить.
В Афганистан Иван Юхно был направлен в 1986 году, когда война была в самом разгаре. Службу начал в Кабуле в 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Начинал службу автоматчиком, позже стал водителем сначала ЗИЛа-130, потом «Урала-4320». Объездил почти всю страну, доставляя боеприпасы, амуницию от границы СССР до мест дислокации советских частей. Риск всегда был велик – мог попасть в прицел снайпера или взорваться вместе со своим грузом.
Но в то время смекалистые водители уже придумали, как улучшить свою защиту. Лобовое стекло закрывали броневым листом, оставив только небольшую смотровую щель, а на стекло двери вешали свои бронежилеты. Это спасало от пули, но не помогало при обстреле колонны из гранатометов.
– Всем известна практика душманов – подбить первую и последнюю машину на горной дороге, лишить колонну маневренности, а затем расстрелять, – обрисовал стратегию противника Иван. – Поэтому мы имели приказ: по возможности быстро уходить из-под обстрела, а если не удалось – покидать машины и принимать бой. И хоть в такой ситуации было не до того, чтобы смотреть под ноги, научились делать и это. Часто дорога в местах засад была заминирована. Взрывные «сюрпризы» могли ожидать несведущего бойца, если он поднимал красивую игрушку или бытовой прибор, «случайно» оставленный у дороги.
Однажды Иван попал под обстрел, перевозя ящики с боеприпасами к установке «Град». Чтобы груз не уничтожили, гнал свой ЗИЛ по горной дороге и успел спрятаться за скалу. Уже потом, осматривая машину, увидел, что судьба уберегла его – борт был прошит очередью из пулемета. Что не взлетел тогда в воздух, уцелел в других операциях, и сегодня считает чудом, милостью Всевышнего.
Свою первую боевую награду – медаль «За отвагу» – Иван Юхно получил за участие в операции «Хост». Во время ликвидации бандформирований в одном из горных районов стоял на блокпосту вместе с другими водителями. Ночью на них напали, хотели выбить с укрепленной позиции, но бойцы смогли дать достойный отпор и сохранить контроль над дорогой и окружающей местностью.
Вторую награду – орден Красной Звезды – получил в конце службы.
В составе колонны из тысячи машин Иван Юхно двигался на Кандагар. Дорога сама по себе была тяжелой, нужно было подняться высоко в горы. Спали мало, машины не выдерживали нагрузок… А такие колонны представляли для душманов особый интерес.
– Конечно, не хотелось попасть в засаду, – сказал собеседник. – Служить оставалось меньше месяца, хотелось вернуться домой живым и невредимым. Но, видно, не судьба. На одной из остановок на колонну полетели выстрелы из гранатометов. Я выскочил из машины, и в этот момент она взорвалась. Дальше ничего не помню, в себя пришел только в госпитале со множеством осколочных ранений и перебитой ногой. Но живой! От смерти спасла бронированная дверь машины, которая и защитила меня.
В госпиталь вывезли на вертолете. Меня спасли. После выздоровления вернулся домой с палкой в руках и осколками под лопаткой. За этот бой и был награжден орденом Красной Звезды.
В военном билете воина-интернационалиста вписан и знак ЦК ВЛКСМ «Воинская доблесть». Правда, хозяина он нашел только несколько лет назад. Более 30 лет эту награду бережно хранил у себя комсорг части прапорщик Вячеслав Белоус. В части знали, что он тяжело ранен, и, потеряв связь, решили – боец не выжил. Знак ЦК ВЛКСМ «Воинская доблесть», пришедший вскоре на имя солдата, так и остался у комсорга. Однако через много лет Вячеслав Белоус во время поиска однополчан в социальных сетях наткнулся на знакомое имя и узнал на фотографии Ивана. Так знак нашел своего хозяина, был вручен Ивану Юхно на одном из торжественных мероприятий.
– Моя судьба дала возможность мне выжить, но много наших ребят погибло на Афганской войне, – подчеркнул воин-интернационалист. – Хотел бы пожелать молодым не видеть войны, пусть их жизнь пройдет без нее. Но если возникнет угроза, мы примем участие в защите нашей Родины, так, как это делали наши деды и прадеды во время Великой Отечественной, как выполняли свой долг их родители в Афганистане.
Фото автора и из открытых источников