У большинства женщин рано или поздно возникает желание испытать радость материнства, прижать к груди малыша, который становится смыслом существования. Однако мы предполагаем, а Бог располагает. Долгожданная беременность может так и не наступить. Одни семьи распадаются в надежде попытать счастья с очередной второй половинкой и родить свою кровиночку. Другие после тщетных попыток отчаиваются и прощаются с мыслью о родительстве. Но великое уважение лично у меня вызывают супружеские пары, которые берут на усыновление (удочерение) сирот.
Так, неспособность родить ребенка для Ольги (все имена и фамилия изменены) не стала помехой на пути к материнству, причем семь раз! Сегодня она мама 4 дочерей и 3 сыновей.
С мужем Ольга расписалась, когда ей было 20 лет. Оба мечтали о двоих детях – сыне и дочке. Но, невзирая на молодой, полный сил и, казалось бы, готовый к материнству организм, забеременеть Ольге не удавалось. После трех лет брака малыш в семье так и не появлялся, потом они узнали, что оба бесплодны. Однажды Ольге пришла идея усыновить сироту, поделилась с мужем и Игорь поддержал ее. Хотя в то время, вспоминает женщина, такая практика являлась скорее исключением, и чтобы взять на воспитание здорового крепыша до трех лет, ни о каком листе ожидания и речи не шло.
В принятом решении супруги укрепились окончательно, когда в гостях на глаза попалась газетная статья о новорожденной девочке, которой требуются родители. Хотя до этого не было принципиальной позиции – брать в семью девочку или мальчика, сразу поняли, что им нужна эта малышка. Собрали необходимые бумаги и отправились на знакомство, на котором лишний раз убедились, что это их ребенок. Так в доме Никифоровых появилась двухмесячная Арина.
– Поначалу даже страшно было на руки взять это хрупкое тельце, – вспоминает Ольга. – Подсказать, как обращаться с младенцем, особо и некому было. Бабушки и дедушки находились далеко, у родственников и друзей на тот момент маленьких детей не было. В помощниках только книжка «Ребенок и уход за ним» и, конечно, муж. Приходилось нелегко, причем мы оба тогда были студентами-заочниками, подменяли друг друга во время сессий: пока один едет сдавать экзамены в другой город, второй занимается с дочкой. Хоть и недосыпали, уставали, но как-то справлялись.
Разглашать о том, что первенец – усыновленный, Никифоровы не стали, семейную тайну знали только близкие. Для всех остальных Ольга ушла в декретный отпуск по случаю рождения ребенка. От самой дочки, как, в принципе, и всех последующих детей, факт усыновления родители не скрывали. Хотя брали их в годовалом возрасте, и прошлое можно было легко утаить. Но Ольга с Игорем убеждены: лучше ребенку сказать правду на вопрос о том, как он появился у мамы с папой, чем потом зародить в детской душе обиду и недоверие, если обман вдруг раскроется.
Когда Арине исполнилось 4 года, решили усыновить еще одного ребенка. На первую встречу с сынишкой пришли всей семьей. Дочка поначалу ревниво поглядывала на будущего братика, но потом поняла: маминой любви хватит всем.
Постепенно семья Никифоровых становилась все больше и больше. Появилось двое одногодок (мальчик и девочка), две сестрички, еще сын. Причем каждый младшенький появлялся в среднем через год. Сейчас старшей 12 лет, самому маленькому – 4 годика. Большинство детей уже школьники.
Некоторое время между декретными отпусками Ольга пробовала работать на ставку, потом перешла на полставки, затем и вовсе решила оставить учительский хлеб. Разрываться между школой и семьей не видела смысла.
– Понимала: могу быть хорошим работником и плохой мамой или плохим работником, но хорошей мамой. Все успевать было бы невозможно, – признается Ольга. Особенно тогда, когда у нее на руках оказалось сразу четверо малышей в возрасте до трех лет. Поэтому женщина всецело посвятила себя важному и высокому делу – материнству. И педагогическое образование ей пригодилось. Сегодня дети хорошо успевают в школе, занимаются в различных кружках и спортивных секциях. А на практике во время летних каникул они лучше всех справляются с прополкой и прочими сельхозработами.
– Учителя любят, когда мои дети проходят практику, ведь они все умеют и знают, – с гордостью и улыбкой говорит мама. Надо растить себе помощников, ведь хозяйство у Никифоровых большое: коровы, свиньи, не говоря уже про огород.
Да и труд, считает женщина, объединяет всех ребят – разных по возрасту и интересам. Чего пока не скажешь про совместный отдых. Например, поехать к морю целым семейством никак не получается, приходится разделяться. Так, следующим летом папа вместе со старшими детьми отправится на юга, а мама останется на хозяйстве с младшенькими. Надо же главе семейства, который за двоих работает и не один год без отпуска трудится, дать возможность перевести дух, считает супруга. Тем более всегда и во всем он помощник и опора жене.
– Усыновленные дети никогда не будут чужими, – уверена Ольга. – Только первый месяц привыкаешь, притираешься к ребенку, а потом возникает ощущение, словно он всегда был в твоей жизни и роднее человечка не бывает. Ведь с ним переживаешь бессонные ночи, радуешься первой улыбке и шагам, успехам в школе, видишь, как он растет, взрослеет… А если говорить о возможной плохой наследственности от биологических родителей, то на мой взгляд, это далеко не основополагающий фактор в развитии ребенка. И в благополучных семьях вырастают проблемные дети. Важно то, в каком окружении растут мальчики и девочки, и что в них закладывают родители в процессе воспитания.
С такой жизненной мудростью Ольги не поспоришь. Видимо, не просто так бытует мнение: если ребенок обогрет материнской любовью с малых лет, воспитывается в гармоничной семье, где взрослые уважают и ценят друг друга и во многом служат ему примером, то он обязательно вырастет достойным человеком на радость родителям.
Фото из открытых источников.