Более 30 учреждений образования страны названы «Зелеными школами», в их числе четыре школы – в Шарковщинском районе. Недавно им были вручены дипломы, подтверждающие высокий статус.
Сегодня в мире насчитывается более 40 тысяч «Зеленых школ». Их задача — привлечь внимание взрослых и детей к вопросам экологического просвещения. Программа «Зеленые школы», осуществляемая в нашей стране при поддержке проекта ЕС/ПРООН, одобрена Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также Министерством образования в качестве республиканского экологического образовательного проекта. Первыми в нем приняли участие учебные заведения Мостовского, Миорского, Шарковщинского и Кобринского районов. На протяжении трех лет педагоги и ученики Германовичской и Лужковской СШ Шарковщинского района проводили исследования, наблюдения, эксперименты. Для этого координаторы проекта предоставили им необходимую методическую литературу и инвентарь. В 2012 году к проекту присоединились средние школы Шарковщины.
Школьникам при поддержке педагогов предложили выполнить задания по актуальным направлениям: энергосбережение, водосбережение, биоразнообразие, обращение с отходами, а также провести информационно-экологические мероприятия, например, акции, выставки, конкурсы. Ребята изучали структуру энергопотребления в жилых домах, школах, анализировали источники образования отходов, определяли способы их минимизации и т. д.
— Успешное выполнение поставленных задач позволило получить заветный статус «Зеленой школы», — говорит учитель биологии и географии Германовичской СШ Марина Федорова. — Во-первых, это важно, престижно, особенно для сельского учебного заведения, во-вторых, ко многому нас обязывает. Мы постараемся и впредь прикладывать максимум усилий к изучению, сохранению окружающей природы.
В этом году во время занятий ученики сделали сенсационное открытие: нашли паука-осу, являющегося гибридом двух насекомых. Паук с черно-желтыми полосами на спине характерен для южных регионов Беларуси. Каким образом он оказался на территории Шарковщинского района? Школьники предполагают, что причиной тому влияние глобального потепления.
— У нас создано школьное лесничество «Чорны бусел», эколого-краеведческий кружок «Пралеска», организован факультатив «Зеленые школы», — продолжает Марина Федорова. — Юные экологи с помощью специального оборудования изучают травянистые и древесные виды растений, а также насекомых и птиц, которых можно встретить на пришкольной территории. Делаем фотоотчеты, собираем гербарии, при оформлении информационных стендов используем полученные результаты.
Марина Федорова сетует, что старшеклассникам не всегда хватает времени на проведение исследований, зато активно в работу включаются ученики других классов, особенно начальных. Например, в этом году дошколята проводили опыт по разведению белого гриба. Результаты проделанной работы будут известны уже в следующем году.
— У жителей нашего агрогородка есть заветная мечта: возродить великолепие дворцово-паркового ансамбля XVIII века, — отмечает учитель. Жилое строение сохранилось до наших дней, а вот старинный парк стал неухоженным. Из-за отсутствия финансовых средств не получалось реализовать разработанный экологический проект. В августе 2013 года Шарковщинский район присоединился к проекту «Малые реки – большие проблемы: работаем вместе над защитой и будущим малых рек бассейна реки Дисна». Дело сдвинулось с мертвой точки. В апреле следующего года приступаем к восстановительным работам.