С 15 октября по 15 ноября на Витебщине, как и во всей стране, проходит месячник «Человек с белой тростью». Его цель – привлечь внимание общества к проблемам людей с заболеваниями зрения, окружить их заботой и вниманием.
Месячник приурочен к Международному дню слепых, 13 ноября, – дате рождения Валентина Гаюи, который в 1784 году открыл первую в мире школу для слепых детей во Франции, разработал систему обучения незрячих и создал рельефный шрифт «унициал». Также он создал при школе типографию, в которой отпечатал первые книги с использованием своего шрифта.
Как сегодня живется инвалидам по зрению? Об этом я поговорил с работниками витебского предприятия «Элект» ОО «БелТИЗ» Татьяной Оксенюк и Василием Олексивом. Оба, несмотря на недуг, ведут активный образ жизни, участвуют в художественной самодеятельности, регулярно выезжают на всевозможные конкурсы и концерты, в том числе и за границу.
Татьяна Васильевна – уроженка Витебска. Незрячая с рождения. Закончила спецшколу для детей с нарушениями зрения в Шклове на Могилевщине и вернулась домой. В настоящее время работает на предприятии общества БелТИЗ.
Василий Иванович родом из Украины. Зрение потерял в 7-летнем возрасте из-за детской шалости: соседский мальчишка по неосторожности попал в глаз камнем, развилось воспаление, впоследствии перешедшее и на второй орган. После окончания специализированной школы во Львове поработал до 20 лет на родине. А дальше всё решил случай: познакомился с белорусом, который сообщил, что в Витебске создано новое предприятие общества слепых. Имея склонность к авантюризму, Василий в одиночку поехал в Беларусь, не имея даже трости! Да так здесь и остался.
Для начала я поинтересовался у собеседников, что помогло им адаптироваться к полноценной жизни в обществе.
Василий Олексив: – Во-первых, молодцы родители, которые не считали меня инвалидом и постоянно приобщали к труду, брали с собой на огород (мы жили в деревне). Да и сверстники меня не забывали, когда ходили ватагой на речку или в лес. Вот так окружающие не дали мне впасть в депрессию. Большую роль сыграло и то, что родители отдали меня в специализированную школу во Львове с богатейшей еще дореволюционной историей.
Татьяна Оксенюк: – Мне очень помогло обучение в шкловской спецшколе, где уже с первого класса учили чтению по Брайлю. А дальше уже было легче освоить обычную школьную программу. На пользу пошли и 2,5 месяца, проведенные в школе для восстановления трудоспособности слепых в Волоколамске Московской области. Там обучали и домоводству, и чтению, и ориентировке на местности.
– Как вы себя чувствуете на производстве?
– Мы вместе работаем слесарями-сборщиками в одном цеху и даже за одним столом. Изготавливаем электротехнические детали, галантерею – что требуется на данный момент. Условия для труда созданы приемлемые.
– Насколько сегодня можете обходиться без помощи окружающих?
Т. О.: – Я сейчас дома всё делаю сама, хоть живу с дочерью и зятем. Но ведь у молодых же должна быть своя жизнь. В ближайшие магазины и на работу хожу самостоятельно, пользуясь тростью, а вот когда нужно выбраться дальше в город, мне помогает дочь. Там сложновато, ведь автомобильное движение сейчас такое, что можно и под машину угодить.
А еще играю в шашки, участвую в народном хоре, кружке по реабилитации «Хозяюшка», где учимся, например, готовить. Осваиваю компьютер, что стало возможным благодаря озвученной программе «JAWS». Учусь работать и с документами, и с Интернетом. В ноябре уже в третий раз поеду на республиканский конкурс по реабилитации. Конечно, хотелось бы иметь и GPS-навигатор, но он подходит только к айфону, а это очень дорогое удовольствие. На стадии разработки программа для распознавания денежных купюр, что крайне необходимо для нас. Есть озвученное звуковое увеличительное стекло, которое может «читать» этикетки в магазинах.
– А как у нас сейчас налажен процесс школьного обучения незрячих?
В. О.: – Большая беда, что после закрытия школы-интерната в Езерище в области не осталось специализированных учебных заведений. Некоторых родители возят в Шклов, забирая на выходные домой. Но такие еженедельные поездки не всем по карману. Остается так называемое интеграционное обучение для незрячих, когда они занимаются в обычной школе. Но это не выход. Ведь для ученика-инвалида там очень трудно создать соответствующие условия. Ребенку необходимо научиться читать по Брайлю, изучить рельефные карты, получить навыки самостоятельного бытового обслуживания. Кто из педагогов в деревенской школе покажет Брайля? А без этого незрячий человек останется безграмотным, хоть даже и овладеет компьютером. Все-таки необходимы специально обученные преподаватели.
– Как с выпуском литературы рельефным шрифтом?
Т. О.: – Раньше было лучше. В Москве издавалось много учебной и художественной литературы, а сейчас в Беларуси выпускается крайне мало.
В. О.: – В России сейчас это дело тоже сворачивается, государство меньше выделяет средств. При Советском Союзе выпускали самую востребованную литературу. Бывший председатель областного правления общества слепых, ныне покойный Анатолий Пискунов с юмором отмечал, что и зрячие в те времена не могли приобрести в книжных магазинах полного собрания Ремарка, которое было в нашей библиотеке, напечатанное шрифтом Брайля.
– А существует ли «белорусскоязычный Брайль»?
В. О.: – Да, есть: с апострофом, «ў», «і». Только очень мало издается на нем литературы. Куда больше можно послушать в озвученных книгах.
– Есть ли любимая литература?
Т. О.: – Я люблю книги по психологии и медицине, из художественной литературы – женские романы, из авторов – Чингиза Айтматова.
В. О.: – А я на первое место поставил бы нашего Василя Быкова. Сейчас люблю читать по Брайлю Евангелие, ведь хожу регулярно в церковь, пою в церковном хоре.
– На государственном и местном уровнях в последнее время принимаются программы по созданию безбарьерной среды. Заметно ли улучшение?
Т. О.: – Большой плюс – это увеличение количества озвученных светофоров, специальных направляющих перил в местах компактного проживания и работы инвалидов по зрению, асфальтируются тротуары. Очень хорошо, что объявляют остановки в общественном транспорте. Раньше вот не было и месячника «Человек с белой тростью».
В. О.: – Вот только сами остановки бывают не совсем комфортные. Если трамвайная остановка без специальной платформы, то можно «вляпаться» в аварийную ситуацию, как у меня это вышло в районе бывшего кинотеатра «Октябрь» на улице Космонавтов. Вообще прежде, чем идти, надо в голове прокрутить будущий маршрут.
– Как к вам относятся окружающие?
В. О.: – Я каждый день в магазин хожу. Продавцы всегда вежливы. И на базар могу один сходить. Все сразу же принимают участие, стараются помочь, советуют, никогда не обсчитают. Общество у нас очень хорошее. Даже молодежь, которую почему-то так любят ругать некоторые пенсионеры, отзывчивая. Недавний случай. По дороге встретилась группа уже хорошо «разогретой» спиртным, шумящей молодежи. Но стоило одному заметить человека с белой тростью, как тут же пропустили меня, посоветовав, как правильно обойти ухабы и лужи.
Т. О.: – Теперь стали больше говорить про инвалидов, и люди лучше понимают наши проблемы, которые, верится, сообща мы сможем решить.