Спиральное соломоплетение – одна из наиболее древних техник, которой пользовались наши предки. В конце XIX – начале XX веков на территории современной Витебской области этим способом изготавливали одежду, мебель, емкости для хранения продуктов питания и другие предметы быта. Руководитель кружка соломоплетения Культурно-исторического комплекса «Золотое кольцо города Витебска «Двина», член Союза мастеров народного творчества Беларуси Людмила Воробьёва обучает всех желающих старинному ремеслу. Корреспондент «ВВ» прошел мастер-класс у Людмилы Николаевны.
Занятие начинается с подготовки сырья. Специалист говорит, что для спиральной техники лучше использовать ржаную соломку с длинным стеблем.
Сперва я очищаю пучок.
– Обрезаем ножницами стебель чуть выше коленца (уплотнения на стволе), после снимаем листочки, – объясняет Людмила Воробьёва. – В результате получается материал для плетения – гладкий стебелек.
Всего на пару минут замачиваем соломку в ванночке.
– Низ стеблей надо ошпарить кипятком, чтобы соломка стала более пластичной, сохранив плотность, – поясняет специалист. – Полежав в горячей воде, она не ломается и не хрустит.
Дальше берем пластиковую трубочку диаметром около сантиметра. В дальнейшем она послужит рабочим инструментом для плетения.
– В трубку вставляем примерно 20 соломинок таким образом, чтобы пучок был одинакового диаметра и равномерный по длине, – говорит Людмила Николаевна, и я вслед за ней делаю. – Прокручиваем жгут в трубочке, оставляя снизу приблизительно 5 сантиметров. Низ пучка прочно связываем ниткой. Будущее изделие должно быть прочным, поэтому узлы надо сделать крепкими. Необходимо провязать 5 – 6 витков, расстояние между ними по сантиметру. Последний должен быть возле трубочки.
Вслед за специалистом я слегка вытягиваю жгут из трубочки, сворачивая низ в овал. Начинаю выкладывать соломенный пучок по спирали и сшиваю льняной ниткой, чтобы получилось донышко изделия.
– Колите иголкой перед предыдущим швом, – дает указания Людмила Николаевна. – Нитку старайтесь плотно затянуть, когда прокололи соломку. Чтобы впоследствии получился красивый рисунок, надо соблюдать расстояние между швами – приблизительно сантиметр, а если изделие будет очень крупное, то полтора.
С непривычки далеко не все у меня получается как надо – иголка с ниткой периодически уходит не туда.
– Эх вы, – улыбаясь, говорит мастер, видя кривоватый шов. – Шить надо аккуратно!
Постепенно образуется соломенный овал – заготовка под будущее изделие. Рука устала, о чем честно сообщаю Людмиле Николаевне.
– Ладно, на сегодня достаточно, – соглашается моя наставница. – Для первого раза неплохо. Это трудоемкая работа. Например, у специалиста создание одной соломенной сумки может занимать три дня.
Интересно, что по образованию Людмила Воробьёва инженер-технолог общественного питания. В конце 90-х годов решила поменять свою жизнь, посвятив ее творчеству.
– В декретном отпуске я делала декоративные цветы из ткани, – вспоминает мастер. – Устроилась на фабрику художественных изделий, где прошла курсы по соломоплетению.
С предприятия Людмила Воробьёва довольно быстро уволилась, так как хотелось творчески самовыражаться, а не делать изделия по заказу. И с 1997 года она трудится в Культурно-историческом комплексе «Золотое кольцо города Витебска «Двина». Спиральную технику освоила 13 лет назад на курсах у старейшего известного мастера Адама Кравчука.
– Хочется, чтобы старинное ремесло получило широкое распространение среди любителей рукоделия, – говорит Людмила Воробьёва. – Ведь это и элемент самобытной культуры Беларуси, и полезное умение: соломенные емкости, сделанные спиральным способом, могут служить столетиями. С помощью этой техники мы с учениками создаем вазы с цветами, скульптуры людей и животных, головные уборы. Изделия моих воспитанников разлетелись по разным странам: кто-то дарит свои работы, кто-то продает. Кстати, традиционная технология спирального плетения Городокского, Браславского, Верхнедвинского районов и Витебска получила статус нематериальной историко-культурной ценности Беларуси. И мне приятно вносить вклад в сохранение наследия.
Фото Дмитрия ОСИПОВА.