Машинисту маневрового тепловоза локомотивного депо Витебск Николаю Кужелевичу присвоено звание «Человек года Витебщины — 2022». Железнодорожник за 35 лет упорного труда стал профессионалом и примером для коллег. За годы работы у него не было аварий и чрезвычайных ситуаций.
В обязанности машиниста входят выполнение маневрово-хозяйственных работ по Витебскому узлу, перевозка зерновых, удобрений, лесоматериалов, бензина, нефти, других нефтепродуктов по заказам лесохозяйственных и других предприятий Витебского района. В его маршрутном листе – Городок, Чепино, Богушевск, Лиозно. Главная задача железнодорожника – обеспечение безаварийного, безопасного движения поездов, предотвращение внештатных ситуаций, которые иногда случаются на железнодорожных переездах из-за неосторожности людей. На объектах железной дороги – зоне повышенной опасности – некоторые проявляют беспечность, переходя пути в неположенных местах и не осознавая, что поезд не может быстро остановиться.
– Если во время движения видишь идущего по пути человека, главное – применить все меры экстренного торможения. Но у состава тормозной путь гораздо длиннее, чем у автомобиля, – около 100 м. Из-за беспечности людей и происходят экстремальные ситуации, с которыми, к сожалению, приходится сталкиваться машинистам, – делится Николай Кужелевич. – Бывает, лоси или другие животные выбегают под колеса...
На железной дороге важно безупречно следовать правилам безопасности и держать все происходящее под контролем, тогда ничего чрезвычайного не произойдет, отмечает собеседник.
Среди наград железнодорожника — нагрудный знак «Выдатнік Беларускай чыгункі». В 2010 году он был участником Первого слета машинистов БЖД, проходившего в Лиде.
Николай Кужелевич родом с Гродненщины. После армии и окончания Гомельского государственного профессионально-технического училища железнодорожного транспорта № 35 в 1987 году он трудоустроился помощником машиниста в Витебское локомотивное депо. Спустя три года встал за правое крыло тепловоза. Поначалу водил грузовые, затем маневровые поезда, на которых сейчас работает без помощника. Кабина машиниста оснащена современной электроникой – пультом управления, компьютером, двумя мониторами. Кому-то покажется – что тут сложного? Сидеть за пультом в теплой кабине – не лопатой на морозе махать или тяжести переносить. Но работа машиниста требует постоянного напряжения, полной концентрации внимания, собранности, трудиться приходится и в ночные смены. Но с годами, признается железнодорожник, сложностей уже не заметно.
По словам машиниста-инструктора локомотивной бригады Дмитрия Тихонова, Николай Кужелевич – грамотный специалист, настоящий пример исполнительности, ответственности и дисциплинированности для других членов коллектива.
Сам собеседник скромно говорит:
– Я делаю то, что должен.
Среди наград железнодорожника – нагрудный знак «Выдатнік Беларускай чыгункі». В 2010 году он был участником Первого слета машинистов БЖД, проходившего в Лиде.
Вместе с женой Мариной Николай Кужелевич воспитали троих сыновей, для которых стали не просто родителями, но и друзьями. Двое продолжили династию железнодорожников: старший Сергей – слесарь локомотивного депо Витебск, средний Николай после окончания Белорусского государственного университета транспорта трудится в Минском отделении БЖД. Специальность младшего Алексея не связана с магистралью, но он уважает профессию отца и братьев.
Николай Кужелевич увлекается автоделом, в армии служил в автомобильном батальоне. Досуг любит проводить на природе – летом рыбачит, осенью собирает грибы.
Фото Татьяны СОЛОВЬЁВОЙ.