Недавно Александру Окорокову было присвоено почетное звание «Заслуженный врач Республики Беларусь».
Имя этого врача знакомо терапевтам не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Профессору с разных концов света регулярно приходят письма с благодарностью от врачей, которые в своей повседневной практике руководствуются его книгами.
Да что говорить, если даже космонавты готовы взять на орбиту многотомник по лечению болезней внутренних органов. Один из участников условной космической экспедиции «Марс-500», которая длилась более 500 суток и имитировала перелет на Красную планету, читал книгу Александра Окорокова.
Искусство медицины
Александр Николаевич – профессор кафедры терапии №2 факультета переподготовки кадров и повышения квалификации Витебского государственного медицинского университета, в этом вузе он работает более полувека, стаж его научно-педагогической деятельности – 52 года. Недавно ему было присвоено почетное звание «Заслуженный врач Республики Беларусь».
Ученый опубликовал более 200 научно- методических работ, он автор свыше 27 книг, среди них – и тот самый 10-томник по диагностике болезней внутренних органов, и руководство по лечению, а также популярные у врачей настольные или карманные пособия по неотложной эндокринологии, подагре, язвенной болезни, стенокардии остеопорозу и другим болезням.
А еще Александр Окороков – выдающийся преподаватель, который на своих лекциях соединяет, на первый взгляд, абсолютно несовместимое: медицину и искусство.
– Узловой зоб показываю на картинах Караваджо, – поясняет профессор, добавляя, что особенно его впечатляет картина «Юдифь и Олоферн», найденная относительно недавно. До этого долгое время произведение хранилось в частных коллекциях, а сейчас стало доступно широкой аудитории. Александр Николаевич отметил, что обнаружить зоб можно и у Мадонн Леонардо да Винчи. Рассказывая слушателям о медицине, он довольно часто приводит примеры из искусства, уверен – так лучше запоминается материал, а еще многие потом начинают интересоваться художниками, их произведениями.
– Так, на курсе повышения квалификации есть цикл лекций по труднодиагностируемым заболеваниям. Среди них наследственные нарушения соединительной ткани, в том числе несовершенный остеогенез. Там рассказываю о Тулуз-Лотреке, показываю его картины. Он страдал этим заболеванием, у него были многочисленные переломы из-за очень рано начавшегося остеопороза. Помимо профессиональной пользы, кого-то это побуждает пойти взять книгу о художнике, посмотреть его репродукции, – привел пример профессор.
Также он выступает для врачей с лекциями, посвященными только искусству, открыл для многих литературу Серебряного века, Ахматову, Гумилева, регулярно рассказывает о выдающихся композиторах, художниках.
Биография, достойная книги
Александр окороков решение стать врачом принял в 8-9 классах. Окончил школу с желанием поступать в витебский мединститут.
– Хотя представьте, до этого мне почему-то чрезвычайно хотелось стать геологом, – признался Александр Николаевич. – Казалось, что путешествия по нашей необъятной стране и разведывание полезных ископаемых – это увлекательно и очень полезно. Я даже узнавал, где есть специальные учебные заведения, и решил, поеду в Воркуту поступать в геолого-разведывательный техникум. Но мама сказала нет. Она для меня была авторитетом, работала медсестрой. Я часто с ней дежурил. Жили скромно, поэтому даже подрабатывал в больнице, был кем-то вроде санитара: прибирал, помогал больных возить на исследования.
После института Александр Окороков 2 года проработал в больнице в Ветрино в Полоцком районе. Затем закончил аспирантуру, стал ассистентом, доцентом, профессором. До сих пор не забыл своего первого пациента.
– Я был единственным терапевтом на весь район. На второй день на ночном дежурстве поступил мужчина 40 лет с высокой температурой. Он задыхался, были сильные боли в боку. Послушал, поперкутировал, ночью тогда рентген невозможно было сделать. Поставил диагноз – плеврит экссудативный, со скоплением большого количества жидкости в полости плевры. Впервые в жизни самостоятельно делал плевральную пункцию. Все прошло успешно, – рассказал Александр Николаевич.
Также ему часто приходилось оказывать помощь и не по своей основной специальности, так как тогда врачи дежурили в больнице по одному. Вспоминает доктор, как ему приходилось делать ручное отделение последа у женщины после родов. Не останавливалось кровотечение.
Вспомнил, как во время ночного дежурства у женщины после родов никак не останавливалось кровотечение. Пришлось прибегнуть к учебнику по акушерству.
Теперь уже к его книгам, учебникам и пособиям обращаются современные врачи. У профессора две основные специальности: внутренние болезни (терапия) и эндокринология. К слову именно он добился, чтобы в Витебском мединституте эндокринология начала преподаваться как самостоятельный предмет.
Он сначала преподавал студентам сам. Его толстые записные книжки, в которых перед занятиями в клинике прописывал все от факторов риска возникновения заболеваний, его причин, критериев диагноза, до лечения и даже образца рецептов на лекарства, легли в основу первой книги – диагностического справочника терапевта.
Ажиотаж, во времена тотального дефицита литературы, даже художественной, не говоря о профессиональной и специализированной, был невероятный, она разошлась по всей стране моментально. Потом были другие, также ставшие популярными у практикующих врачей.
Интересно, что Александру Окорокову однажды пришло коллективное письмо от невропатологов с просьбой написать такое же замечательное руководство по диагностике нервных заболеваний.
– Я ответил, что с удовольствием бы это сделал, но не являюсь специалистом в этой области, – подчеркнул профессор.
Очередную книгу «Руководство по лечению эндокринных заболеваний» он завершил буквально на днях. Все выверил. Она уже сверстана, будет издана месяца через 2-3. Это 500-страничное широкоформатное издание.
Фото Дмитрия ОСИПОВА.