Таких специалистов, как Елена Ковалёва, в Витебске не больше десятка. Она — водитель-профессионал, который управляет любым автотранспортом — от мотоцикла до фуры с прицепом. При этом Елена Васильевна почти четыре года работает мастером по обучению вождению в Витебской автошколе ДОСААФ, что тоже редкость. Корреспондент vitvesti.by узнал от нее, легко ли командовать мужчинами за рулем, как реагируют водители на учебные автомобили в транспортном потоке города и в чем секрет успешной сдачи экзаменов в ГАИ.
Мечтала водить автобусы
Если бы лет 15 назад, когда я учился на права, мне сказали, что моим инструктором по вождению будет женщина, вряд ли бы поверил. И, признаюсь, попросился бы к мужчине. Все же силен негативный стереотип о женщине за рулем…
— Но женщины ничуть не хуже мужчин справляются с автомобилями, — развенчивает этот миф председатель Витебской объединенной организационной структуры ДОСААФ Александр Соловов. — Из них получаются прекрасные мастера по обучению вождению — девушки находят общий язык с курсантами порой даже лучше мужчин, более добросовестные. Поэтому мы с удовольствием берем их на работу. Из 20 наших мастеров трое — женщины. И, я думаю, со временем их будет все больше. Ведь уже сегодня большая часть курсантов — прекрасный пол.
— Встречаются, конечно, люди, которые до сих пор думают, что женщинам за рулем не место, не говоря уже об обучении вождению, — добавляет Елена Ковалёва. — Видели бы вы глаза некоторых мужчин-водителей, когда приходят они на вождение, а в учебном ЗИЛе сижу я! Бывало, даже отказывались ехать, просили другого мастера. Впрочем, обычно за пару поездок мы находим общий язык. Люди понимают, что рядом с ними водитель-профессионал. В прошлом году более 90% моих курсантов сдали практический экзамен в ГАИ с первого раза.
Еще несколько лет назад Елена Васильевна даже не предполагала, что будет учить вождению. Мало того, как и многие, думала, что это неженское дело. Она окончила витебское училище искусств с дипломом педагога-живописца, долго работала оформителем памятников в частной фирме, там же познакомилась с мужем. Несмотря на то, что отец Елены — водитель, она впервые села за руль в 21 год. Молодая пара как раз приобрела свой первый семейный автомобиль — «жигули» «пятерку». А через несколько лет Елена занялась грузоперевозками: в семье появился грузовой микроавтобус, на котором женщина не раз ездила по Беларуси, бывала в России и Украине. Рождение ребенка было долгожданным событием, но в жизни Елены началась черная полоса: у ребенка обнаружились серьезные проблемы со здоровьем, случился развод.
— Фактически до семи лет я была в декрете — выхаживала ребенка, — рассказывает она. — И в 37 лет пришлось строить профессиональную карьеру заново. Всегда мечтала покорить большие машины, хотела водить автобусы. Поэтому пошла в автошколу получать водительские категории, которых у меня не было. Мастеру, наверное, понравилось мое рвение, и мне предложили обучать вождению. Почему бы и нет, подумала я. Тем более что в нашем автобусном парке женщин водителями тогда не брали.
«У» как раздражитель
— Парни легче схватывают технические аспекты, но в усердии, теоретической подготовке женщины однозначно сильнее, — считает Елена Ковалёва. — Обучение вождению — работа для людей с крепкими нервами. Все-таки учебный автомобиль на наших дорогах, к сожалению, для многих водителей как красная тряпка для быка: сигналят, обгоняют, ругаются. Особенно в час пик, а ведь нередко за рулем — совсем неопытный ученик. Ни капли сочувствия и понимания!
По мнению мастера по вождению, самые опасные водители — нервные, с агрессивным стилем вождения. Именно по их вине чаще всего случаются аварийные ситуации и ДТП.
— Их не устраивает все вокруг, а не только курсант, который, видите ли, медленно едет, — говорит Елена Ковалёва. — Элементарно мешают работать. Как бы вы восприняли ситуацию, когда здоровый взрослый детина обижает ученика младших классов? А ведь начинающие водители — именно такие школьники.
Елена Васильевна рассказала, что с молодежью работать легче: лучше реакция, быстрее усваивают информацию. В работе с людьми старшего поколения нужна особая методика.
— Училась у меня женщина 58 лет, — говорит мастер. — Ее мужа парализовало, но в семье была машина — так удобнее ездить по медучреждениям. Да, немного больше времени нам потребовалось на практические занятия. У таких людей выше чувство ответственности, они тщательно обдумывают, к чему может привести любое их действие. Молодежь в этом отношении так не заморачивается, и от этого ей легче. Учился 62-летний пенсионер, решивший, что ему будет удобнее ездить на дачу на доставшемся по наследству «москвиче». Он, кстати, неплохо водил. 50 часов практики обычно достаточно, чтобы научиться ездить с нуля. К тому же в нашей автошколе есть компьютерный симулятор вождения — тренируйся сколько угодно.
Есть в автошколах ДОСААФ и свои «рекордсмены», которые никак не могут получить допуск к экзаменам в ГАИ.
— Парадокс в том, что зачастую те, кто неплохо ездит, с трудом справляются с теорией, — рассказывает Александр Соловов. — У нас был парень, который 14 раз не мог сдать внутренний экзамен по Правилам дорожного движения, училась девушка, чуть ли не с десятой попытки сдавшая вождение. Очевидно, есть люди, для которых автомобиль — не самое подходящее средство передвижения. Даже если упорством они и получат права, вряд ли поездки для них будут удовольствием.
«Кричу редко, матом не ругаюсь»
— Разворачиваемся, Владислав, и едем по проспекту прямо. Спокойно, аккуратно, смотрим по сторонам — ты уже это умеешь, — начинает занятие Елена Ковалёва, обращаясь к парню лет 22 — 23, кстати, врачу-интерну. — Самое сложное — это адаптироваться именно к городу, к реальным условиям на дороге. Моя задача — чтобы за руль сел пусть начинающий, но водитель, а не беда.
Для тренировок в Витебске автошкола использует три городских и один загородный маршрут. По ним Елена Ковалёва может колесить с семи утра и до позднего вечера — приходится подстраиваться под жизненный ритм курсантов. Поэтому и выходные у мастеров по скользящему графику.
— Стараюсь объяснять все четко, подробно, но без лишних эмоций, — говорит Елена Васильевна. — Хотя бывает, что некоторые курсанты даже просят повысить на них голос — так, мол, они быстрее реагируют. Но все равно кричу редко, тем более не ругаюсь матом.
— Едем, едем, не стоим, — мастер переключает внимание на курсанта, который, выехав на оживленный перекресток и заметив, что дублирующий светофор стал красным, ударил по тормозам, перегородив движение.
Поток автомобилей приближается, многие сигналят вслед учебному автомобилю, который все же завершает маневр.
— Ох уж эти «учителя»! — не выдерживает Елена Ковалёва. — Как будто сами не ездили с буквой «У». У нас в автошколе вообще был вопиющий случай: девушка на джипе, раздраженная медлительностью курсанта, подрезала его и ударила по тормозам. «Поучила» так. Мастер не выдержал, пересел на водительское сиденье и догнал нарушительницу ПДД. Вызвали ГАИ, ее оштрафовали.
По словам Елены Васильевны, чаще всего начинающие водители не читают дорожные знаки, путают указатели поворотов, не всегда контролируют угол поворота колес, не «держат» полосу, часто «глохнут». Это на заметку и водителям, и пешеходам. Ведь не зря же два года после получения прав начинающие водители должны ездить со знаком «70» и, в идеале, не превышать данную скорость. Мышечная память формируется далеко не сразу.
У Владислава, с которым я отправился в поездку, — последние тренировки по вождению, а значит, скоро экзамены в ГАИ. Волнуется.
— Три ошибки при сдаче практической части или, не дай Бог, одна аварийная ситуация — и курсант получает «незачет», — поясняет Елена Ковалёва. — Но не все так страшно, как кажется. Просто нужно понимать, что экзаменаторы, когда ставят свою визу, берут ответственность за водителя, которого выпустили на дорогу. Это все очень серьезно.
Что ж, удачи нам всем на дорогах!
Фото Антона Степанищева