С 1 октября Соединенные Штаты вступили в новый финансовый год… Но на самом деле они вступили в финансовую пустоту, потому что конгресс, точнее, палата представителей не смогла договориться сама с собой и с президентом Обамой о госбюджете. А именно, о повышении планки государственных заимствований, ибо американское государство давно уже живет в долг. Давно и привычно. И вот вдруг конгрессмены не разрешили Белому дому «одалживаться»!
Возможно, они решили заняться финансовым и политическим экстримом? Быть может, им просто стало скучно после того, как им не разрешили устроить военную заварушку в Сирии? Кто знает! Как теперь никто не знает, чем закончится вступление Соединенных Штатов в финансовую пустоту: то ли их ждет полный крах, то ли конгрессмены в самый последний момент – до 17 октября – сами себе подставят финансовую «табуретку».
Мир, который целиком и полностью зависит от финансовой системы США, сперва с замиранием сердца следил за рискованной эквилибристикой в Вашингтоне. И молчал. И поначалу о дефолте открыто говорили только в самих Штатах. Но теперь нервы не выдержали по обе стороны Атлантического океана. И в Вашингтон прилетела встревоженный директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард. На открытии конференции министров финансов G20 в Вашингтоне она заявила: «Дефолт повлечет за собой негативные последствия как для самой американской экономики, так и за пределами США. Если проблема не будет вовремя решена, нам следует готовиться к неопределенности и волатильности для всего мира». В унисон с ней заговорил и главный банкир планеты. Руководитель Всемирного банка Джим Ен Ким заявил, что до возможного дефолта в США остались считаные часы. По его словам, неспособность политиков в Вашингтоне достичь договоренности о повышении «потолка» госдолга может стать причиной глобальной экономической катастрофы. «Я призываю американских политиков как можно скорее найти решение, пока еще не поздно... Бездействие может привести к повышению процентов по займам, падению доверия на мировых рынках и замедлению темпов роста», – подчеркнул Джим Ен Ким на брифинге после встречи членов комитета Всемирного банка по развитию. «Если дедлайн будет проигнорирован, – резюмировал Джим Ен Ким, – это может быть катастрофическим событием для развивающихся стран и, в конечном счете, нанесет огромный ущерб развитым экономикам».
В общем, все с ужасом и одновременно надеждой ждут 17 октября. Что эта за цифра? Впервые она обрела роковой оттенок с подачи министра финансов США Джейкоба Лью. В письме председателю Палаты представителей Конгресса США Джону Бейнеру тот предупредил, что в бюджете страны деньги закончатся 17 октября. Если, конечно, конгресс не поднимет потолок заимствований, сейчас составляющий 16,7 трлн долларов. Итак, нужно поднимать минимум до 17 трлн и до 17 октября! А что будет после? Обанкротится уже не банковская система, а само американское государство! И вряд ли частные банки, которые были спасены 5 лет назад налогоплательщиком, вернут должок и раскошелятся на выкупку теперь уже долговых обязательств государства.
В общем, спасти Америку от дефолта мог только конгресс, а точнее, нижняя палата представителей, в руках которой и находится бюджет. Однако в нижней части Капитолийского холма большинство мест занимают «слоны» – республиканцы, среди которых самым трубным голосом обладают «ястребы», ориентирующиеся на сенатора Маккейна. А тот взбрыкнул: «Не буду повышать потолок заимствований! Хватит жить в долг!».
Между тем, тропинку к нынешней долговой яме вымостили как раз республиканцы. Это их президент, Рональд Рейган, в стремлении запугать Горбачева, а для сего быстро накачать американскую военную мощь, впервые полез в долги… И накачал первый «бюджетный пузырь», врубив печатный станок на полную катушку. Но то было давно, а что же случилось сейчас? За эти долгие годы «пузырь» внутри американской экономики разросся до такой степени, что она давно готова лопнуть. И уже наполовину «лопнула» в 2008-м году. Что ж, остается единственный выход – снижать валютный курс доллара, снижая внутреннее «давление». Но ведь это одновременно обесценивает и госбюджет. Его размеров не хватает, в том числе и на ведение локальных войн – отсюда и постоянные заимствования. Получается, что спасая американскую экономику, неизбежно приходится сокращать американские геополитические амбиции…
А вот это уже суть того спора между республиканцами и демократами, который привел нынче к дефолту американское государство. У республиканцев большие амбиции, у демократов – чуть поменьше. Демократы готовы при определенных обстоятельствах (например, отказ Асада от обладания химическим оружием) отложить агрессию против Сирии, а республиканцы – нет! Ведь республиканцы – представители самых богатых американцев, а те богатеют всегда: и во времена экономического подъема, и во времена кризиса. Вот и за годы последнего, но все еще длящегося экономического кризиса количество миллиардеров только выросло, причем существенно – аж на 30%. И вы думаете, эти 30% рекрутированы из простых американцев? Ничего подобного! Как говорится, бедные становятся только беднее, а богатые – богаче. Особенно в кризис, который всех расставляет по своим местам.
Но поставить на место БашарАсада не удалось: Сергей Лавров и Джон Керри договорились о выводе из Сирии химического оружия под международный контроль и о дипломатическом разрешении сирийской проблемы. В отместку разочарованные республиканцы решили надавить, и тоже на «любимый мозоль» Обамы – наего «Obamacare». Проще говоря, медицинскую реформу, в результате которой бедные американцы смогут, как и богатые их сограждане, впервые в истории США пользоваться медицинской страховкой. Реформа революционная, и на нее демократическая администрация планирует потратить в ближайшие годы 3 трлн долларов. «Вот из них пусть и берет деньги!» – решили республиканцы, имея в виду президента и госрасходы. И громко захлопнули капитолийскую кассу. И табличку повесили: «Наличность закончилась»…
Их аргумент прост: чтобы поднять планку заимствований выше 17 трлн, придется включить печатный станок, который наштампует новых зеленых бумажек для оплаты этих самых заимствований. Это, мол, порочный круг, который съест и без того жалкий рост экономики и валютный курс доллара.
Запоздалое прозрение! Запоздалое потому, что к 17 октября правительство будет располагать лишь 30 млрд долларов. Между тем ежедневные расходы бюджета в среднем составляют 60 млрд – в два раза больше. Короче, 17 октября прозвучит самое страшное для американцев слово – «банкротство»…
Собственно, банкротство уже налицо: из всех госслужащих зарплату сейчас получают только военные. Как известно, власти США так и не смогли согласовать проект нового госбюджета, что привело к частичной блокировке работы правительства и государственных учреждений. Внутриполитические споры между демократами и республиканцами вышли за пределы Капитолия – их результатом стал неоплачиваемый отпуск для 800 тысяч федеральных служащих. Тем все же разрешили выйти на рабочие места, но только для того, чтобы заменить сообщения на своих автоответчиках, затем они обязаны были уйти. А куда уйти всей американской экономике?!
Так что 17 октября финансовый крах будет всего лишь признан официально. И последствия такого формального признания будут катастрофическими и настолько масштабными для американской экономики, что ответственность за них понесут обе партии: и республиканская, и демократическая. А вот это уже повод для межпартийного компромисса. У последней черты…
Все надеются на этот «мягкий сценарий» – на то, что Белому дому подстелют соломки. Возможно, это смягчит падение… Но не отменит его!
Ведь компромисс, предложенный испугавшимися конгрессменами, прямо скажем, «жиденький». Вот его суть: Обаме разрешат поднять «потолок» на 1 трлн долларов сроком на шесть-восемь недель, чтобы достичь компромисса в переговорах с республиканцами. Таким образом, призрак технического дефолта 17 октября из-за превышения порога заимствований в 16,7 трлн долларов вроде бы отодвинется – но только на время!
Дело в том, что в случае, если удастся перескочить через лимит в 17 трлн, неизбежен и следующий шаг: придется включать печатный станок. Но и в том случае, когда объявят дефолт, без станка тоже не обойтись! Ведь перепуганные вкладчики бросятся в банки за последними долларами, чтобы срочно их перевести в другую валюту или золото. Вот почему уже сейчас в американских банках срочно накапливаются резервные массы наличных долларов… А это значит, что станок работает в эту самую минуту!
Не зря цены на золото на мировых биржах резко поползли вверх. Стало быть, рынки уже не верят в доллар. И в евро не верят, и в фунт – те зависят если не напрямую от доллара, так от американской экономики. И эту реальность уже не заслонить даже самой высокой горой из свеженапечатанных бумажек…