Всем известное изречение про то, что реклама – двигатель прогресса, в нашей области не воспринимается серьезно. Многие предприятия и торговые организации Придвинья двигают прогресс разными способами, при этом игнорируя один из самых эффективных в системе маркетинговых коммуникаций. А ведь сегодня реклама является действенным инструментом в попытках производителей и продавцов регулировать поведение покупателя, привлечь внимание к товарам (услугам), создать положительный имидж своих компаний. Кроме того, в развитых странах рекламная деятельность приносит в бюджет немалые средства. Мы же только приблизились к черте осознания важности и эффективности рекламы, теперь нам необходимо научиться ее целесообразно использовать. Об этом шла речь на заседании облисполкома, где рассматривался вопрос о состоянии наружной рекламы и перспективах ее развития.
От хаоса к четкой стратегии
Заместитель председателя облисполкома Олег Мацкевич в своем докладе привел данные, характеризующие ход выполнения решения, принятого облисполкомом в 2010 году и направленного на реализацию двух задач: увеличение количества рекламных конструкций и поступлений в бюджет от размещения наружной рекламы и создание благоприятных условий для использования рекламного ресурса в целях продвижения отечественного товара. Так, в области достигнуты определенные результаты: в 1,8 раза по сравнению с 2010 годом увеличилось количество рекламных полей, в 3 раза возрос объем денежных поступлений в местные бюджеты. Горрайисполкомами доработаны региональные концепции развития наружной рекламы, определены места установки рекламных конструкций вдоль автомобильных дорог, проделана значительная работа по замене устаревших вывесок на объектах социального назначения на современные светодиодные. Вместе с тем обеспечить выполнение в полном объеме всех заданий, предусмотренных решением облисполкома и разработанным комплексом мероприятий, не удалось. В частности, на 1 января 2013 года только Лепельский и Миорский районы справились с заданием по приросту полей на средствах наружной рекламы. Лишь в четырех районах – Верхнедвинском, Глубокском, Лепельском и Оршанском – денежные поступления в бюджет за 2012 год превысили запланированные объемы. А в Бешенковичском, Браславском, Дубровенском, Лиозненском, Сенненском, Толочинском, Ушачском районах перечисленные средства составили от 1,5 до 8,5 млн рублей. Другими словами, от 120 до 700 тысяч в месяц, при этом не достигнут даже уровень 2010 года.
– Итоги 9 месяцев 2013-го, к сожалению, не позволяют сделать оптимистический прогноз по году в целом, поскольку бюджет недополучил более половины от запланированного, – подчеркнул Олег Сергеевич. – В результате такой «активной» работы область занимает пятое место в республике по сумме поступлений от наружной рекламы и четвертое – по количеству рекламных полей.
Оставляет желать лучшего реклама на автомобильных дорогах. Задание по размещению рекламных конструкций вдоль основных магистралей области (М1, М3 и М8) выполнено только в Докшицком и Витебском районах. Заслуживает критики работа райисполкомов по установке рекламных конструкций владельцами объектов придорожного сервиса. Пассивно продвигают свою продукцию через средства наружной рекламы, СМИ и большинство придвинских производителей.
Докладчик также остановился на вопросе, касающемся состояния наружной рекламы, отметив, что она является не только экономическим инструментом, направленным на ускорение оборачиваемости товара, но и элементом архитектурно-планировочной среды, призванным оказать существенное влияние на внешний облик населенного пункта. Вместе с тем городские и районные архитектурные службы не уделяют должного внимания контролю за размещением, техническим состоянием и эстетическим видом рекламных конструкций. А ведь горрайисполкомам предоставлено сегодня достаточно полномочий для наведения порядка в вопросах размещения рекламы.
Председатель облисполкома Александр Косинец отметил: подобная картина – результат того, что в области нет системы организации, управления и четкого контроля в данной сфере, все осуществляется хаотично. Исполнение наружной рекламы низкого качества, отсутствует ее регулярное обновление. Как следствие – этот вид деятельности приносит незначительные доходы. Чтобы их повысить, необходимы экономические расчеты, бизнес-планы и четкая стратегия.
В этой связи Александр Косинец поручил создать совет по рекламе под руководством Олега Мацкевича и разработать эффективную программу развития наружной рекламы. Кроме того, в каждом городе и районе должны функционировать дирекции по наружной рекламе, которые будут заниматься ее развитием на местах.
О перспективах Барани
Данный вопрос также рассматривался на заседании облисполкома. В этом году во время открытия Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске» было дано устное поручение Президента, чтобы руководство области подумало, как развивать этот город.
– Оршанский райисполком за кратчайшее время разработал очень эффективную программу, – сказал губернатор и коротко изложил ее суть.
Население Барани на сегодняшний день составляет 11453 человека, занято в экономике чуть более 3 тысяч, при этом за пределами населенного пункта работает свыше 1100 местных жителей. Проанализировав имеющиеся трудовые ресурсы, районные и областные власти пришли к выводу, что в Барани надо организовать передвижную механизированную колонну, развивать предприятия мебельного направления. Кроме того, учитывая ассортимент Оршанского мясокомбината, специализирующегося на выпуске детского питания, строить кролиководческую ферму целесообразнее вблизи Орши, а не под Витебском, как планировалось ранее. Также здесь возведут птицефабрику. В целом, по словам Александра Косинца, в Барани появится более 10 новых предприятий. Параллельно будет вестись жилищное строительство, развиваться инфраструктура. В планах – возведение торгового центра, станции технического обслуживания автомобилей, автозаправочной станции, физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейном. Будут проведены капремонты Дворца культуры, СШ №15 и других объектов. В развитие Барани планируется вложить 1 трлн 315 млрд рублей инвестиций.