За последние четыре года в Витебский зоопарк передали выхаживать семерых медвежат в возрасте около месяца. Всех их в период февраль – март при разных обстоятельствах нашли в лесах Витебского, Докшицкого, Сенненского районов. Во время обнаружения все осиротевшие малыши были признаны находящимися в бедственном положении.
Но чем вызвано такое количество найденышей? Сколько медведей живут в лесах северного региона? Какое решение проблемы предлагают профильные и причастные ведомства и организации?
Обновили Красную книгу
Красная книга Беларуси изменяется один раз в 10 лет, и 31 марта 2025 года вступил в силу обновленный перечень редких и исчезающих видов диких животных и дикорастущих растений, утвержденный Министерством природы и охраны окружающей среды. Список скорректирован с учетом текущей ситуации. Согласно предыдущему перечню, бурый медведь относился к первой категории национальной природоохранной значимости как животное, находящееся на грани исчезновения.
Теперь, не исключив его из Красной книги, его отнесли к четвертой категории значимости как потенциально уязвимое животное.
Вскоре, 21 мая 2025-го – через шесть месяцев после опубликования – вступит в силу Указ Президента № 420 от 18 ноября 2024 года, разрешающий охоту на медведей и рысей. Она станет возможна «в особом режиме», который позволит регулировать численность этих животных. Рамки установит Национальная академия наук.
– Если с 2010 года на протяжении нескольких лет количество медведей в Беларуси было постоянным, в пределах 120-130 особей, то, по данным НАН, к 2024-му оно выросло в разы, – сообщает председатель областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Роман Колца. – Работы по учету численности медведей ведут на основании их биологических особенностей. Ареал и площадь их обитания зависят от состояния кормовой базы. В поисках еды косолапые склонны к сезонным миграциям, могут пройти 100-150 км, при этом их могут учесть разные охотпользователи. Но даже с учетом вероятных погрешностей численность медведей в Витебской области в настоящее время, по экспертной оценке, составляет свыше 680 особей, а по анкетным данным – более 880. В наших лесах сконцентрировано около 75 % всей белорусской популяции.
Где густо?
Председатель областной организационной структуры РГОО «Белорусское общество охотников и рыболовов» Олег Горбачевский отметил, что наиболее плотно населены медведями охотничьи хозяйства Витебского, Городокского, Лиозненского районов, а также окрестности Березинского биосферного заповедника. По наблюдениям охотников, мишек больше в регионах, граничащих с Российской Федерацией. А появились они там, когда в первом-втором десятилетии 2000-х годов у соседей бушевали крупные лесные пожары. Здесь косолапые обосновались в связи с отсутствием факторов беспокойства и наличием основательной кормовой базы. Фото-, видеосъемка и визуальное наблюдение зафиксировали, что медведицы приносят и трех, и четырех медвежат. Это следствие вольготной жизни.
Медведь – мощный, умный и смелый зверь, не имеющий соперников, – стал хозяином белорусских лесов. Его широкая распространенность, близость к населенным пунктам и людям представляют определенную опасность. Зафиксированы случаи, когда бурые подходили вплотную к жилью, хозпостройкам сельчан. Тем не менее, защитить их охотники не могли в виду строгого охранного статуса медведя и запрета на стрельбу в населенных пунктах. Шумовые прогоны большого результата не давали.
– Не нужно думать, будто «сейчас всех медведей перебьют», – уверяет Олег Горбачевский. – Они по-прежнему не имеют статуса охотничьих животных. Проходит строгую экспертизу разработанная специалистами Минлесхоза инструкция по изъятию зверей этого вида. В свою очередь НАН разрабатывает план управления популяцией данных животных, то есть, определяет, изъятие в каком объеме, в какой местности не нарушит популяции косолапых и не причинит вреда окружающей среде.
Охотничья лицензия, лимит установят количество зверя, которого возможно изъять. Они формируются с учетом пола, возраста, жизненных циклов животных.
Медведь для Беларуси – новый «условно охотничий» вид животных, но, бесспорно, будут ограничены временные рамки охоты с учетом гона, беременности, выхаживания потомства.
– Регулирование численности бурых будет проводиться исключительно в целях снижения в перенаселенных регионах, – утверждает Олег Горбачевский. – Банальное желание удовлетворить имперские амбиции по добыче этого зверя исключено. В наших угодьях изобилие животных охотничьих видов. В полном объеме удовлетворяются потребности не только белорусских, но и российских охотников. В системе БООР страны Витебская областная структура проводит 45 % иностранных охоттуров.
До крови не доходило
Версию об отрицательном влиянии лесохозяйственной деятельности на ареалы бурого медведя опровергли в Витебском государственном производственном лесохозяйственном объединении.
– Мишки предпочитают питаться в сельскохозяйственных угодьях, и лес для них – только укрытие. Причем, им совсем не обязательно обитать в глухих чащобах, – делится наблюдениями ведущий инженер по охотничьему хозяйству Дмитрий Дикович. – На Витебщине для них благоприятные условия: охота запрещена, природных врагов нет, но есть хорошая кормовая база.
Специалист поясняет, что зафиксировать конкретные места обитания, как и берлоги медведей, практически невозможно. Они достаточно мобильны, перемещаются на значительные расстояния и отдыхают там, где их настигает усталость или сон. В период подготовки к залеганию в спячку бурый готовит себе одновременно несколько логовищ и выбирает наиболее приемлемое место зимовки по погодным условиям. Не всегда удается по следам на снегу, посредством фото- и видеофиксации установить его конкретное местонахождение. Поэтому имели место случаи, когда чутко спящих в конце зимовки медведей поднимали из берлоги.
У работников лесного хозяйства в целом наиболее высока вероятность встречи с диким хозяином леса в его естественной среде обитания. Дмитрий Дикович подтвердил, что по роду занятий охотоведа лично неоднократно встречался с медведями, регулярно наблюдает за ними с помощью тепловизионных приборов даже в ночное время. При проведении загонных охот на других животных косолапые попадали в загоны, но никогда не проявляли агрессии по отношению к людям – у них в приоритете побег. Случаев нападения медведей на людей не было.
– За исключением нашумевшей «охоты с вертолета» на Витебщине не зафиксировано случаев браконьерства в отношении медведей, – сообщает начальник областной инспекции охраны животного и растительного мира Сергей Радкевич.
Снова «ясельная группа»!
А пока мужчины разрабатывают стратегии и намечают планы, в Витебском зоопарке спасают краснокнижный молодняк.
В 2022 году сюда поступили знаменитые сестрички Глаша и Дуняша. Обе остались жить в нашем областном центре. Сейчас они благополучные взрослые медведицы, обитают в новом вольере площадью 120 «квадратов» с теплыми берлогами, бассейном и огромными игрушками.
В 2024-м привезли братика и сестричку Добрыню и Ягодку. Самочку приняли в Могилевский зоосад. Годовалый сосунок дожидается переселения в вольер площадью почти 100 «квадратов», аналогичный тому, где живут старшие мишки – по соседству с ними. Вскоре его тоже начнут демонстрировать посетителям.
В этом году действительность превзошла опасения зоопарка: сначала сюда доставили двух братиков-медвежат, а затем и девочку. Важно: из разных мест. Новым маленьким найденышам ищут постоянный дом и самые добрые руки.
– Тяжелее всего было с первыми: опыта не было, – рассказывает, готовя малышне обед, директор зоопарка Ирина Орлова. – Все они прибывают к нам истощенными, ослабленными, за ними нужен уход, как за грудничками. Подбор рациона, кормление каждые 2,5 часа, ночные подъемы, соблюдение гигиены, лечение по показаниям, воспитание, игры… Растут быстро. С одной стороны, это хорошо, с другой хотелось бы, чтобы они подольше побыли забавными безобидными детьми.
О своих питомцах «медвежья мама» готова рассказывать часами. Какие они уникальные, какие у них разные характеры и повадки, что любят и чем брезгуют, как играли и чего пугались, чем насмешили и на что обиделись.
Ирина Орлова мечтает: вот бы построить мишки-парк наподобие китайского панда-парка! Своего рода просторную рекреацию, где посетители могли бы наблюдать за вальяжно гуляющими бурыми медведями, а специалисты – изучать их, выхаживать и лечить, если понадобится. Тогда бы Витебщина прославилась как поистине медвежий уголок.
Фото Дениса ВАСИЛЬЦА