Более 10 лет работает в сфере пассажирских перевозок предприниматель из Браславского района Эдмунд Радзевич, более известный среди пассажиров как Эдуард. Так местный народ упростил менее распространенное имя в более близкое.
После распада СССР Эдмунд приехал в озерный край из Латвии. Устроился водителем скорой помощи в Видзовскую больницу. И потекла обычная жизнь – работа, дом, семья и все связанные с этим заботы и радости. Так продолжалось до конца 2000 года, когда местный ксендз Альфред пригласил его на празднование Рождества в Витебск.
– Ехали мы тогда большой компанией на шести машинах, – поделился Эдмунд. – По дороге не раз поднималась тема: хорошо бы, чтобы у кого-то из нас был свой вместительный микроавтобус, – и ехать комфортно, и затраты на дорогу меньшие. Поговорили, и большинство забыло. Но не я. Идея запала в душу. Начал интересоваться, как правильно оформить и открыть свое дело в этой сфере. Одновременно присматривал микроавтобус.
– В 2002 году мне повезло – удалось по выгодной цене купить микроавтобус в прекрасном состоянии, – рассказал Эдмунд. – Это был «фольксваген» с пробегом всего 160 тыс. км. На нем я проехал почти 1,5 млн км.
Дальше надо было переходить к конкретным вещам: куда, кого и как возить. Были мысли о поездках в Минск и Витебск, даже за границу. Но жизнь сама подсказала маршрут. Узнав, что у меня есть микроавтобус, стали подходить местные жители с просьбой отвезти в Витебск в диагностический центр. По вторникам, в день приема браславчан, в областном медицинском учреждении пассажиров набирался полный салон. Информация о специальном рейсе расходилась быстро. Количество пассажиров росло. Так до 2009 года и совмещал работу на скорой помощи и частный извоз.
Надо сказать, что Эдмунд сразу заработал репутацию уважительного и порядочного человека. Он не только доставлял пассажиров до диагностического центра, но и помогал пожилым людям, тех, кого оставляли на лечение в Витебске, отвозил до нужной больницы. Услуги браславского предпринимателя пользовались спросом. И тогда он оставил работу в больнице и занялся пассажирскими перевозками. Маршрут Видзы – Витебск стал ежедневным.
– Работал один: нанять кого-то не позволяло законодательство, да и конкуренция была высокой, – отметил Эдмунд Радзевич.
Действительно, в ту пору в частный извоз двинулись многие, считая пассажирские перевозки легким хлебом. Однако не все в этой сфере задержались. Ежедневные рейсы тяжелы физически, плюс надо уметь работать с людьми, услужить пассажиру. Эдмунд Радзевич конкуренцию выдержал, из частников на маршруте остался один.
– Бизнес рос, для безопасности перевозок и своего же удобства пригласил к сотрудничеству другого предпринимателя, и мы стали работать вдвоем. В 2014 году произошли изменения в законодательстве – индивидуальным предпринимателям разрешили иметь наемных работников. Тогда я расширил свой автопарк до 3 машин и нанял двух водителей. Авто покупал хорошие – «мерседес» и «фольксваген». Пассажиры хотели комфорта, и я старался его обеспечить. Работал по нескольким направлениям: постоянный маршрут в Витебск, организованные перевозки и местный извоз. Техника не подводила, водители тоже, да и пассажиров вполне хватало.
Но жизнь на месте не стояла. Росли требования к организации перевозок, улучшению их безопасности, шло их упорядочение. Не только государственным автопаркам мешали нелегальные перевозчики. Таким же образом они отбирали пассажиров у официальных частных компаний, не страхуя людей от возможных дорожных неприятностей. Стремясь навести порядок в предоставлении таких услуг, государство два года назад создало предприятие «Оператор перевозок».
– Новые условия меня как перевозчика не совсем обрадовали. Зная работу изнутри, видел в ней шероховатости и недоработки. Однако по сей день благодарен заместителю директора ВОКТУП «Оператор перевозок» Алексею Долгому за то, что убедил меня продолжать работать. Я заключил все необходимые договора с автовокзалами, вошел в общее расписание движения. В итоге понравилось: стало удобнее, уменьшился бумагооборот.
Надежность Эдмунда Радзевича как законопослушного предпринимателя оценили. Он легко выиграл конкурс и получил право перевозок пассажиров по своим маршрутам сроком на пять лет. Приобрел новый автобус «Фольксваген Крафтер». Создал собственную базу для ремонта техники. В планах на будущее – введение еще одного постоянного маршрута в Витебск, открытие нескольких по области.
– Скажу одно, – подчеркнул Эдмунд, – цени и уважай клиентов – и без работы не останешься, работай честно – не будешь иметь проблем с законом. В этом и состоит гарантия успеха предпринимательской деятельности.
Фото Александра ОЗЕРСКОГО.