В системе «Витебскоблдорстроя» филиал «Браславское ДРСУ №142» одно из стабильно работающих предприятий. На его обслуживании находится 887 километров дорог местного значения, за их состоянием и эксплуатацией следит коллектив, в котором около 70 человек.
Трудовые будни в этом году у них горячие. И не только от летней жары. Параллельно поручению Президента о наведении до 2020 года порядка на местных дорогах управление задействовано на подготовке Браславщины к областной ярмарке-фестивалю «Дажынкі». На все это выделено более 2 млн руб., практически в два раза больше прошлогоднего.
Как говорит почетный дорожник Республики Беларусь, начальник филиала Василий Радченко, такое финансирование позволяет коллективу значительно увеличить как объемы, так и качественные показатели дорожных работ. Если в прошлом году ДРСУ отремонтировало 12,5 км дорог, то в текущем это будет 17,5 км.
– Долгое время мы слышали нарекания от населения на состояние дороги Браслав – Друя, которая проходит через железнодорожную станцию, – рассказывает Василий Терентьевич. – Интенсивность движения на ней высокая, и дорожное покрытие давно нуждалось в ремонте. Благодаря увеличению объемов финансирования за прошлый и этот год смогли отремонтировать самые проблемные участки общей протяженностью 15 км.
Вторым важным объектом является автодорога Муражи – Красносельцы, которая в первую очередь предназначена для объезда Браслава большегрузным транспортом, в частности, тем, что движется через пункт пропуска «Урбаны». В день границу в обе стороны по ней пересекают 350 – 400 грузовых автомобилей. Интенсивность движения требует повышенного внимания к состоянию дороги. Асфальтовое покрытие было заменено на 5,7 км.
В своей работе дорожники должны учитывать и то, что Браславщина – курортная зона. Это также накладывает свой отпечаток на содержание улично-дорожной сети района. Наверное, мало кто из гостей не побывал на горе Маяк, не попил воды из родника «Окменица», не искупался в чистейших озерах Струсто и Снуды, не посетил поле для футгольфа в деревне Красногорка, не полюбовался природой у озер Северный и Южный Волос, не прошелся по слободковской экологической тропе, не заглянул в костел… Все эти места связывает дорога Браслав – Плюсы – Слободка, основная транспортная артерия к многочисленным туристическим достопримечательностям. Дорога оживленная, состояние которой автомобилисты оценивают на себе. О создании максимально комфортных условий для отдыхающих заботятся браславские дорожники. Они ведут укладку асфальтового покрытия на дороге Окменица – Буловишки – Юраны общей протяженностью 2,7 км, впереди ремонт более 4 км дороги Злото – Погоща – Домаши.
Кстати, обеспечивать качественным покрытием объекты и реализовывать его другим организациям и населению ДРСУ позволяет наличие собственного асфальтобетонного завода. На 20 августа его работниками во главе с мастером Александром Ракелем изготовлено почти 21,5 тыс. т асфальта, что больше прошлогоднего в два раза. Для собственного потребления использовано немногим более
7 тыс. т, а четырнадцать с лишним продано сторонним организациям. На продаже продукции завода коллектив уже заработал 1 млн 500 тыс. рублей. Еще одна статья дохода – производство щебня. Его за 6 месяцев текущего года изготовлено 731 куб. м. Выручка от реализации составила 19,2 тыс. руб.
Иметь прибыль предприятию позволяет и разработка собственных карьеров. Гравий – материал у дорожников, строителей и населения востребованный. В этом году его добыли 31,3 тыс. куб. м, 152% к прошлому году. Использовали для своих нужд и продавали.
Благодаря рациональному распределению государственного финансирования, кредитных средств и умению зарабатывать деньги Браславское ДРСУ №142 обеспечивает требования по безопасности дорожного движения в части качественного содержания улично-дорожной сети района и укрепляет финансовое положение предприятия. За 6 месяцев выручка составила 2 млн 94 тыс. руб. при плане 1 млн 401 тыс., чистой прибыли получено 130 тысяч. Производительность труда за этот период выросла на 167,2 %, средняя заработная плата достигла почти 900 рублей.
Такое положение дел позволяет думать и про обновление машинно-тракторного парка. В прошлом году за свой счет дорожники приобрели новый трактор МТЗ-1221, а в 2019-м – грузовой тягач марки МАЗ.
В коллективе особым уважением пользуются те, у кого техника служит исправно, несмотря на возраст и нагрузку, и благодаря кому дороги содержатся в хорошем состоянии. Каждая служба, каждый человек вносят свою лепту. Но руководитель предприятия на первое место ставит людей, умеющих организовать работу и профессионально выполнить ее, – мастеров, грейдеристов, водителей и дорожных рабочих. К золотому фонду коллектива, по его словам, принадлежат главный инженер Виктор Желубовский, начальник планово-производственного сектора Анатолий Пуйша, инженер и председатель профкома Татьяна Прокофьева, мастер Александр Ракель, водители Сергей Коротков и Юрий Корсак, Владимир и Михаил Денисовы. Как специалиста высокого класса отмечает слесаря Владимира Мартынова. Благодаря ему техника ремонтируется быстро, при этом не требуется лишних финансовых затрат.
– Костяк коллектива сложился давно, – говорит Василий Радченко. — Поэтому молодежи, которая вливается в его ряды, есть у кого учиться делать свою работу качественно. Во все времена о состоятельности дорожной службы судили по качеству дорог. Мы все делаем для этого, чтобы нас вспоминали добрым словом.
У дорожников не бывает поры, когда они могли бы расслабиться, уменьшить рабочую нагрузку. Зимой и летом, весной и осенью сотни километров, в основном гравиек, требуют ухода. Поэтому как заботливые хозяева браславчане готовятся к зиме. В мастерских идут ремонт и покраска спецтехники, регулировка агрегатов по норме посыпки дорог песчано-соляными смесями. Только минерала галита на осенне-зимний период ДРСУ требуется 1241 т, а смеси – более 8 тыс. т. Четверть нужных объемов уже лежит на хранении. В октябре, говорит начальник ППС Анатолий Пуйша, приготовят еще 60 т «холодного» асфальта для ямочного ремонта твердого покрытия дорог – и к зимнему периоду будут готовы полностью.
Фото Александра Озерского